сайт Эсперанто       страница Ю. И. Финкеля 

 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья 

И. Л. Финкель

10. Интересные художественные решения в архитектуре

10.1. Финский архитектор Рэйм Пиэтиле победил в конкурсе на лучший проект правительственного здания в Кувейте и был приглашён возглавить строительство. Предстояло построить здание в арабском стиле — с округлыми извилистыми формами, напоминающими арабскую вязь. Но самому архитектору страстно хотелось выразить «финскую душу» в стиле с прямоугольными формами. Рэйм Пиэтеле решил сделать так, чтобы прямоугольные формы образовали извилистые формы. Таким образом удалось в стиле совместить прямоугольник и округлые формы.

10.2. Перед архитектором Ле Корбюзье встала задача: система «здание» себя исчерпала. Дом для жилья от пещер дошёл до вершины архитектурной мысли — типового проекта. Строительство стало индустрией. Без унификации домов трудно обеспечить людей жильём, но нужно и разнообразие. Как обеспечить развитие архитектурного искусства? Ле Корбюзье разработал новые принципы построения районов и городов из стандартных домов.

10.3. Андрей Воронихин, выдающийся русский архитектор, столкнулся с задачей: Казанский собор, который строили по заказу Павла I и завершили в 1811 г., должен иметь главный вход на западе, т.к. это нерушимо для христиан, и на севере. Как быть. Воронихин задумал сооружение, имеющее со стороны Невского проспекта развёрнутую полукружием, величавую четырёхрядовую колоннаду. В центре колоннады шестиколонный портик (портик по-гречески означает галерея с колоннами). Концы полукружия образуют на Невском проспекте парадную площадь. Проёмы между ними представляют собой проезды. Колоннада — это фальш-панель, а не вход. Вход же — на западе. Решение оригинальное. Казанский собор — замечательный памятник русской классической архитектуры.

10.4. При проектировании современного здания Ульяновского государственного педагогического университета (храма просвещения) проектанты столкнулись с проблемой: надо сделать центральный вход на восточной стороне, где восходит солнце — символ света, знаний, но по православным традициям вход должен быть на западе. Здание находится на горе, близко к обрыву. Площадь перед центральным входом сделать нельзя. Как быть? Решили сделать центральный вход с северной стороны здания, а на восточной стороне сделать фальш-вход в виде проёма. Перед фальш-входом поставили памятник Илье Николаевичу Ульянову, много сделавшему на ниве просвещения в Симбирске. Получается как бы корабль (здание белого цвета), который ведёт И. Н. Ульянов. Но мысль не завершена. Необходимо сделать проход через сквер, который перед зданием. Это позволило бы сделать пешеходную дорожку от памятника И. Н. Ульянову на Венец и обозревать просторы Волги.

10.5. Царь потребовал, чтобы на здании Александрийского маяка было увековечено его имя, а архитектор хотел увековечить своё имя. Как быть? Архитектор покрыл маяк слоем штукатурки и написал имя царя. Штукатурка со временем разрушилась и на камне высветилось золотыми буквами имя архитектора.



 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья