И. Л. Финкель
1. Шкала уровней художественных решений в монументальном искусстве
В любом процессе есть своя логика, свои законы, свои критерии оценки. Искусство не признаёт количественных оценок, но справедливо и то, что зритель должен видеть, что возвышается, а что находится как бы в тени, но без него шедевра не будет. В монументальном искусстве тоже есть своя логика, свои законы, свои критерии оценки, свои приёмы восприятия. Скульптура – это изобразительное ваяние. Скульптуры могут быть в виде портрета, стоячей или лежащей статуи, групповых статуй и т.д. Предлагается следующая шкала уровней качества произведений искусства.
1-й уровень.
Решения тривиальные, не изобретательские.
Просматривается плагиат решений.
Отсутствуют противоречия в системе.
Выразительные средства в пределах одного раздела.
Перебор общепринятых, общедоступных вариантов решения.
Перебор выразительных средств, предназначенных для данной цели.
Повтор заезженных приёмов решения.
2-й уровень.
Наличие противоречий в системе.
Незначительные изменения в рамках структуры жанра.
Замена одних известных средств на другие, известные в жанре.
Решения очевидны.
3-й уровень.
Наличие противоречий в системе.
Средние художественные открытия в пределах науки «эстетика», в
рамках конкретного вида искусства.
Использование конкретных выразительных средств, позволяющих персонифицировать
оригинальное.
Детализация подуровней системы.
4-й уровень.
Наличие противоречий в системе.
Крупные художественные изобретения.
Специфический комплекс выразительных средств.
Синтезируется новая система.
5-й уровень.
Наличие противоречий в системе.
Крупнейшие художественные изобретения (открытия).
Изобретён новый вид искусства.
Изобретён новый жанр.
Изобретены новые приёмы решения противоречий.
Изобретены новые выразительные средства.
Выход в надсистему.
Противоречия в надсистеме.
Чем выше уровень произведения искусства по качественной шкале изобретательских решений, тем значительнее вклад в развитие жизни.