И. Л. Финкель
14. Юмор творческих личностей.
Творческие люди склонны к юмору.
Юмор — это такое свойство ума, которое позволяет подмечать и резко, но безобидно выставлять напоказ несоответствие в поступках, речах, манерах окружающих.
Весь смысл смешного — в недоговорённости и в «сшибке» противоречий. В этом секрет юмора, который помогает жить. За шуткой, юмором стоит прозрение, мудрость.
«Французский ум предпочитает правдоподобие» (Жорж Санд).
«Английский юмор неприятный и не весёлый» (Жорж Санд). Специфичен и русский юмор. Учиться юмору надо у творческих личностей.
В шутках композитора Россини (1792–1868), автора 400 опер, в том числе «Севильский цирюльник», «Отелло, или Венецианский мавр», «Сорока-воровка», «Моисей и фараон, или переход через Красное море», «Вильгельм Телль» и т.д., не было злости, не было желания обидеть. Россини шутил над собой так же, как и над другими людьми. Жертвами Россини были главным образом любители пения, дилетанты, которые обычно нисколько не сомневались, что у них прекрасные голоса, и жаждали попасть на прослушивание к Россини, потому что одно его хорошее мнение стоило любого диплома.
Юмор широко представлен в опереттах Оффенбаха («Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Синяя Борода», «Парижская жизнь», «Перикола», «Разбойники», «Мадам Фивар» и др.), Ш. Лекока («День и ночь» и др.), Р. Планкета, Э. Эрдана, Эрве, Ф. Зунке, Штрауса-сына («Летучая мышь», «Ночь в Венеции», «Цыганский барон» и др.), К. Целлара, Ф. Легара («Весёлая вдова», «Граф Люксембург» и др.), И. Кальмана («Сильва», «Баядера», «Марица», «Фиалка Монмартра»), И. Дунаевского («Белая акация», «Женихи», «Вольный ветер», «Миллион терзаний») и других опереттах. Поражает игра слов с разными смысловыми оттенками, увязанная с игрой актёров, согласованная с прекрасной, запоминающейся музыкой.
Россини увлекался кулинарными изысками. Однажды приглашённые гости стали хвалить оперу «Цирюльник». Россини сказал: «Что там “Цирюльник”. Вот попробуете этот паштет и скажете, какой я композитор».
Власть одного города в Италии обратилась к Россини с просьбой поставить ему бронзовый памятник. «А сколько это будет стоить?» — спросил композитор. «20 000» — сказали ему. «Лучше бы эти деньги отдали мне, а я с радостью постоял бы на его месте», — ответил Россини.
Однажды приятели стали хвалить одного общего знакомого как музыканта. «А есть ли у него фортепиано?» — спросил Россини. «Нет», — ответили приятели. «Значит, в детстве его не учили музыке», — сказал композитор.