сайт Эсперанто       страница Ю. И. Финкеля 

 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья 

И. Л. Финкель

Заключение.

Писатель Розанов (1856–1919), желая прославиться, задумал создать «Историю ума человеческого», создать «великое зрелище, в котором можно было бы увидеть все идеи человечества». Розанов предполагал открыть новое направление в исторической науке. Он систематизировал все исторические события, составлял обширные хронологические таблицы, где исторические события представлял по датам. Но Розанову не удалось реализовать свою идею — уж очень громоздок был объём работ. Это дело оказалось неподъёмным.

В искусстве прекрасное изучает наука эстетика. Превращение искусства в науку изучает наука ассимптология. Она открывает путь к известной простоте целостности, приходит на смену полноте информации.

Автор предлагает разработать науку «психофилософия», как синтез психологии и философии. Это шаг к целостности.

Человек видит то, во что верит. А видим мы только 50%. Психофилософия позволит обновить психику (сознание) человека — основное жизненное начало в соответствии с движением мира в пространстве и времени. Слышим мы только 10%. Прекрасное вокруг нас, но мы многое не видим и не слышим. Чтобы повысить функциональный ресурс, автор предлагает пятиуровневую шкалу изобретательских решений в искусстве, мудрость ввести в состав духовной культуры, предлагает вернуться назад и создать министерство просвещения, а в Ульяновске создать народный университет культуры. Просвещение позволит достичь желанного «союза волшебных звуков, чувств и дум», о котором мечтал А. С. Пушкин.

«Пусть свет твой сияет людям — вот что я считаю долгом каждого художника» (Ван Гог, 1853–1894).

Ч. Дарвин говорил, что его «неспособность восторгаться поэзией, живописью, музыкой в зрелом возрасте определила утрату известной доли счастья и вредно отразилась на умственных способностях и нравственном характере».

Искусству правильного мышления надо учить.

Всем известно, что в работах Дали теряют смысл противоположности: прекрасное и уродливое, мягкое и твёрдое, мужское и женское, живое и мёртвое. Мысль же возникает только при разрешении противоречий, и тогда можно вынести что-то поучительное для себя.

Во Франции, Испании и других западных странах живопись развивалась независимо от литературы, от жизни, и решала прежде всего живописные задачи. Это область интересов профессионалов. Специалисты находят, что Дали открыл «параноидно-критический метод в живописи», что Дали отвоевал нишу в сюрреализме и модернистском течении искусства, провозгласившем источником искусства сферу подсознания.

Русское искусство всегда следовало за великой литературой, за Гоголем, Толстым, Достоевским, Пушкиным и т.д., следовала за реальными событиями, и затрагивало сферу сознания.

«Назначение искусства: мощное и заразительное выражение великих мыслей и великих переживаний» (Луначарский). Автор предлагает оценивать произведения искусства по 5-уровневой шкале изобретательских решений, не углубляясь в технику. Автор предлагает войти в высший духовный мир на основе духа разума (способности видеть противоречия), духа мудрости (способности разрешить противоречия), духа премудрости (способности видеть путь к свету), духа полёта к свету (способности идти к будущему), духа света (лучистой энергии, делающей видимым то, что невидимо). Это и есть закон вечности, кругооборот форм энергии. Энергия не исчезает. Меняется только форма её проявления. Это позволит развить дух народа, одухотворяющий деятельность.

«Правильное культурное мышление — одно из самых драгоценных качеств. Но вы, наверное, сами заметили, что люди всячески стремятся обогатить свою память, свои познания, упражняются в красноречии, они почти никогда не заботятся о культуре мышления. Они стараются рассуждать логически, не заботясь о том, чтобы правильно мыслить. Они смешивают эти вещи» (Антуан де Сент-Экзюпери).

«Искусство, которое не горит жаждой обновления всей жизни, становится убежищем ничтожной праздности» (Д. Маргини «Эстетика и критика»)

«Размышления способствуют пробуждению в наших душах и умах высоких нравственных линий и устремлений» (Лихачёв)

Так давайте же, дорогие читатели, видеть прекрасное, создавать прекрасное. «Прекрасное пробуждает доброе» (Кабалевский).

Дорогой читатель! Автор руководствовался заветом своего отца: «Солнечную светлость иногда тучи закрывают, но книжную премудрость ничто закрыть не может».

Изучайте еврейскую книжную премудрость и вы увидите путь в грядущий духовный мир, мир свободы от невежества, зла, насилия, мир справедливости, гуманизма. Автор желает приятных размышлений. Все пути еврейской мудрости мирные. Мира вам и благополучия. Шалом.


г. Ульяновск, 2005


 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья