сайт Эсперанто       страница Ю. И. Финкеля 

 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья 

И. Л. Финкель

3. Художественные открытия Самуила Гальберга

Противоречие 1:

Вечная бессистемность или вечная красота

Н. М. Языков (1803–1846), поэт, писал Гоголю 14 декабря 1844: «Взойди-ка в сад Н. М.: досада! Народ смотрит на статую Клио и толкует, кто это: дочь ли Карамзина или жена его? Несчастный вовсе не понимает, что это богиня истории!!! Не нахожу слов выразить тебе мою досаду, что в честь такого человека воздвигают эту вековечную бессмыслицу». Но и великие люди ошибаются. Если уж такой грамотный человек, как известный в России поэт Н. М. Языков давал нелестную оценку памятнику, то что уж говорить о народе. В 30-е годы XX века памятник Н. М. Карамзину в народе называли памятником «бабе». Ведь вознесена женщина. Самуил Гальберг в 1819 г. писал: «На Руси святой так мало писано о нашем деле, что многого и слов приберёшь назвать. А что писано, то так розно, что нельзя и думать о точности».

Как же дать точную оценку памятнику?

Решение

Нужна психофилософия. Необходимо художественное восприятие произведений искусства. Это восход в надсистему: теорию художественного восприятия. Осмотр памятника следует начинать только с ворот на западной стороне. Это нерушимо для христиан. Необходимо знать историю развития монументального искусства. Нужно знать, что в греческих скульптурах просматривается профессия. Например, у Демосфена просматривался оратор, у Менандра – драматург, у Сократа – философ. А у Самуила Гальберга просматривается профессия историка (через фигуру Клио – богини, музы Истории). В византийских скульптурах имеет место переход от канонического анфасного портрета к профильному портрету, что позволяет оживить фигуры. С. Гальберг использует и анфасный портрет, и профильный портрет.

Египетская скульптура подчинялась законам фронтальности. Царица Арсеная – статично прямая. Все характерные черты вынесены на передний план, на фронтон, видна симметрия. Для египетской скульптуры характерны: робкие шаги в сторону оптимизации, портрет связан с мистической функцией, что отражает душу. Для египетской скульптуры характерна невыработанность в камне. Скульптуры сидячие. Отсутствует выход в окружающую среду (надсистему). Отсутствует выход и в подсистему, т.е. не учитываются ресурсы тела, головы, атрибутики, цвета, носа, глаз и т.д.

Характерная особенность греческого пластического искусства – раскрытие внутреннего состояния человека, массивная, спокойно стоящая фигура, создающая впечатление силы, мощи, душевного равновесия, уверенности в своей непобедимости.

Характерная особенность римской скульптуры – реалистический портрет в виде статуи или бюста. Бюст – это римское изобретение. Размер памятника диктовался габаритами зданий, окружающих памятник, если он установлен на площади, и габаритами здания, если памятник устанавливается в здании. Согласно римской традиции I–II вв. н.э. герой изображался босым, как божество, которое не нуждается в обуви. Император, сидящий на троне, должен быть облачён в тогу и быть босым. Должна быть величавая осанка. Строгие римские правила поведения не позволяли высокопоставленным особам принимать вольные позы. Императоры изображались обнажёнными по греческому образцу или в военном облачении и должны выглядеть героически. Статуи частных лиц изображали обнажённую прямостоящую, задрапированную в плащ-тогу фигуру.

Ваятель-мыслитель, мастер бронзовой скульптуры Поликлет разработал теорию построения живой сильной мужской фигуры. В этой теории Поликлет предлагал строить фигуру с учётом определённых числовых сочетаний. Это правило стало каноном. Канон пропорций лица получил широкое развитие. Соблюдать каноны считалось необходимым условием и нашло отражение в искусстве античного мира.

Ваятель Лисипп, работая почти на целый век позднее, сформулировал новые требования. Он отказался от пропорций Поликлета, в которых голова должна быть чуть больше 1/6 части фигуры, и создал другой канон, при котором голова составляла 1/4 часть фигуры. Тем самым фигуры Лисиппа стали зрительно более вытянутыми, стройными и подвижными, что позволило передать сильное движение. Канон Лисиппа нашёл широкое отражение в скульптурах эллинистического времени.

С 10 века Россия является продолжателем греко-римско-византийской культуры. Андрей Рублёв (1360–1430) привнёс новое в теорию художественного восприятия. Иконы у Андрея Рублёва огромные. У зрителя создаётся впечатление, что «боги» в два человеческих роста и им с высоты всё видно. Складывается мнение, что «боги» как бы подсказывают людям, что делать, чтобы жить достойно. У Рублёва лица «богов» похожи на современников. Модели как бы говорят на понятном людям языке. Модели отражают черты русского характера – смелость, уверенность, абсолютное спокойствие. Это мыслящие, мудро-знающие, исполненные думы чудовищной силы, излучающие мысль модели. Женские модели женственно красивы. Нет суеты. Мы ощущаем верящее раздумье. Смотрим с восхищением, поражаемся стойкостью духа, видением пути к будущему, услаждаемся таинством, свободой созерцания прекрасного. Модели Рублёва не привязаны к земле, а находятся в полёте. У Рублёва даже звери играют вольно и приветливо. Любимый цвет Рублёва – синий, голубой. Этот цвет успокаивает, создаёт душевный покой. Зритель скульптур доложен слышать музыку жизни во всех деталях (в линиях, в формах), не испытывать ощущения своей малости, не чувствовать себя приниженным. Рублёв жил и творил в сложное время национального возрождения, становления Руси, и в своих фресках высказывал своё отношение к жизни. Так обновлялось мировосприятие.

Знание исторических фактов, опыта предшествующих поколений, литературных источников делает художественное восприятие произведений искусства эффективным. Сегодня ещё нет систематизированной теории художественного восприятия произведений искусства. Это упущение нужно ликвидировать. Автор данной книги делает попытку показать, как это можно сделать.

Противоречие 2:

Классическая традиция требовала соблюдения канонических правил, но Самуилу Гальбергу хотелось возвысить историю и показать значимость Н. М. Карамзина. Как быть?

Решение:

Модели должны вписаться в треугольник (что соответствует канонам православия), на вершине которого должна быть фигура, символизирующая историю. Такой фигурой является муза Клио — богиня, а фигура историка Н. М. Карамзина должна быть в центре треугольника, ниже фигуры Клио, в нише, символизирующей загробный мир. Движение глаз зрителя при осмотре памятника Н. М. Карамзина должно быть по схеме: муза истории Клио — бюст Н. М. Карамзина — горельеф на северной стороне — ограды — сад, окружающий памятник. В памятнике нет религиозных символов (крестов, фигуры Иисуса Христа), но это не факт игнорирования православия. Осмотр памятника по схеме, напоминающей православный крест, говорит о многом. Отказ от религиозных внешних символов говорит о дерзости, смелости художника. Делается акцент на внутренний характер героев. Если у Карамзина Клио — старушка (об этом он сам писал), то Самуил Гальберг показывает Клио молодой, красивой женщиной, обаятельной, вечно притягивающей внимание к себе своей женственностью. Модель Клио поражает пластичностью. Модель прочно стоит на постаменте. Модель огромная и видна издалека. Всем становится ясно, что история всё расставит по местам. Клио управляет людьми. Н. М. Карамзин служил истории, а не власти.

Композиционно все детали памятника связаны единой мыслью: вера в Бога плюс история — это высший духовный мир, в который должна войти Россия.

Теоретики искусства 19 века считали обязательным соблюдать греко-римско-византийские каноны, воспроизводить религиозные сюжеты, показывать двуглавого орла — византийский герб — символ России, утверждённый Иваном III, означающий взгляд России на Запад и Восток.

Греков в искусстве волновал человек. Римлян волновала в искусстве идея.

Самуил Гальберг соединил человека и идею. Это было новое. Долг художника — выходить за пределы известного, привносить новое в искусство. «Охотники мы все до новизны», — писал Пушкин. И это было свойственно Самуилу Гальбергу. Памятник несёт как эстетическую нагрузку, так и познавательную. Клио смотрит на скрижаль Н. М. Карамзина, которая в правой руке, а в левой руке держит трубу.

Греко-римско-византийская традиция обязывает художника изображать каждую тему отдельно. Самуил Гальберг в одном памятнике соединил разные темы (красоту духа, красоту формы и т.д.) С этой целью художник применяет принцип «разделение в пространстве», что позволило использовать известные способы, приёмы монументального искусства. Греки боготворили тело и искали спасение в вере. Самуил Гальберг боготворит историю и ищет спасение России в интегрированной вере (вера в Бога плюс история). Римляне стремились к реализму. У Самуила Гальберга модели правдивы, сюжеты исторически верны. До Н. М. Карамзина в России чувство истории было притушено греко-римско-византийской традицией. Самуил Гальберг привнёс русское содержание, русские традиции, соединив прошлое, настоящее и будущее.

Памятник отвечает вкусам тех, кто придерживается греко-римско-византийской традиции и дарит радость нового.

Самуил Гальберг доводит откровение Н. М. Карамзина до массового сознания. Зритель соизмеряет себя с новым духовным миром (вера плюс история), уясняет требования высшего мира и ищет своё место в нём. Самуил Гальберг — новатор. Если в памятнике Минину и Пожарскому (автор И. П. Мартос), установленном в Москве, взмах руки символизирует призыв к народу вступить в народное ополчение 1612 года и бороться с иноземными захватчиками, то Самуил Гальберг использует другие изобразительные средства, призывающие всех изучать историю. Это и взгляд богини истории Клио на скрижаль, заслушивание Александром I фрагментов «Истории». До Карамзина Россия не имела книги по истории, как надёжного способа фиксации и последующей передачи исторической информации. До Самуила Гальберга не было монумента, как способа фиксации и последующей передачи исторической информации. Самуил Гальберг отразил в бронзе и камне идею Н. М. Карамзина.

Знания истории нужны, чтобы не повторять ошибок прошлого и не спотыкаться на каждом шагу. Дух истории — это усилитель добродетели. Самуил Гальберг раскрыл чувство переживания за судьбу России не через сумму дробных случайностей, а через целое.

«Сведение множества к единому — в том первооснова красоты» (Пифагор).

Противоречие 3:

Жить по религиозным канонам или руководствоваться разумом? Служить власти или идее?

Решение

В 1054 г. христианство разделилось на восточную (православную, византийскую) и западную (католическую) церкви. Самуил Гальберг сохранил приверженность и православию и католицизму. Известно, что Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев соблюдали религиозные обычаи, но жили за пределами церкви. Так же Самуил Гальберг, соблюдая каноны христианства, вынес их атрибуты за пределы художественного пространства. Зритель сам делает выбор.

Идеи бессмертны. Власть меняется. Н. М. Карамзин служил идее, а не власти. Будучи придворным историографом, Карамзин описывал историю Российского государства, историю власти. История отвечает на вопрос «почему Россия не достаточно эффективно развивается?» Он понял, что власть не учитывает уроки прошлого. Н. М. Карамзин хотел через «Историю» повлиять на власть, но власть проявляла двуличие и не желала учитывать шаги в прошлом.

Художник Кипренский, рассматривая бюст Александра I работы датского скульптора Торвальдсена, учителя С. Гальберга, видел странное разделение лица императора: верх грозный, нахмуренный; низ же выражал всегдашнюю улыбку. Эту особенность характера Александра I видел А. С. Пушкин:

Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен,
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и жизни арлекин.

Хитроумие — это не мудрость. И когда в средствах массовой информации профессора хвалят Александра I, то это неправильно, потому что происходит дезинформация народа. А за это надо отвечать.

История говорит о том, что Александр I игнорировал записку Н. М. Карамзина «О старой и новой России» и не дал ответа.

Как придворный историограф Н. М. Карамзин получал пенсион 2000 рублей, и только через 12 лет ему дали 60000 рублей для издания 8 томов «Истории». А у Н. М. Карамзина было семеро детей, из них четверо умерли. 12 лет Карамзин работал за свой счёт. И только после публикации 8 томов обратили внимание на историка. Карамзину присвоили звание статского советника, что соответствовало генерал-майору, наградили орденом Андрея Первозванного, избрали почётным членом Петербургской Академии. Н. М. Карамзин ещё 10 лет работал над «Историей». Всего 22 года он посвятил своему труду.

Не все понимали «Историю». Даже А. С. Пушкин, его друг, написал эпиграмму:

В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам без всякого пристрастья
Необходимость самовластья
И прелести кнута.

Монархическое правление приводило к тому, что нужно против своей воли ставить свечу и ангелу и чёрту. Это возможно не путём хитроумия, а на основе мудрости.

Н. М. Карамзин обладал мудростью. Царя окружали великие подлецы, усиливавшие самодержавную власть. Они не думали о развитии России. Сословные интересы ставили выше государственных. Александр I был фальшив. Шведский посланник в Париже оставил воспоминания об Александре I, в которых писал, что Александр I фальшив как «пена морская». «У него нет искренности», — писал Наполеон. Все понимали, что доверять Александру I было нельзя. Многие переживали острую неудовлетворённость жизнью, протестовали против тёмных гнетущих сил российской действительности, и в то же время страстно жаждали лучшего, стремились к свободному расцвету человеческой личности. Предлагали республиканское правление, верили, что республиканское правление позволит обновить устоявшийся порядок и создаст такие условия, при которых человек без всякой нерешительности мог бы утвердить свой образ мышления и действия согласовать с законом вечности. Декабристы выступали за революционное обновление порядка. Н. М. Карамзин был верен монархии. Вдохновлённый идеей усиления духовности на основе синтеза веры в Бога и истории, Н. М. Карамзин стремился косвенно повлиять на императора, чтобы он обновил Россию мирным путём. Александр I в личном общении был необыкновенно любезен, обаятелен, легко вкрадывался в душу, но ему не хватало единства мысли и действия, цельности. Щедростью император Александр I не отличался. Так, он подарил великому Россини только пару запонков. Императора Александра I называли сфинксом, неразгаданным до гроба. Жизнь Александра I — это сплошные противоречия. Любимый внук Екатерины II — нелюбимый сын отца Павла I. Александр I — старший сын Павла I. Средний сын — Константин. Младший сын — Николай I. Павел I не любил Александра I, обзывал его словами «дурак, скотина», грубо отталкивал его ногой, открыто готовил в наследники престола юного принца Виртембергского. Всё это вызывало ответную ненависть Александра I к Павлу I. И когда Павел I восстановил окружающих против себя, то его задушили. В заговоре принимал участие Александр I. Совершился переворот и в 23 года Александр I взошёл на трон. Он был женат, когда исполнилось 16 лет. Имел много женщин, изменял жене. Любимой женщиной была жена Дмитрия Нарышкина Мария Антоновна, которая родила от Александра I троих детей. Мария Николаевна изменила и Александру I. Под воздействием монаха Фотия Александр I уезжает один в Таганрог, где принимает решение прекратить свою карьеру. Оставив завещание о передаче власти Николаю I (оформить завещание на имя среднего брата Константина нельзя было, т.к. Константин совершил двойное убийство), Александр I уходит от всех дел. Датой смерти Александра I считается 19 ноября 1825 года в Таганроге. Гроб повезли в Петербург и когда вскрыли гроб, трупа не оказалось. Есть версия, что Александр I скрылся и скитался под именем старца Фёдора Кузьмича, удалился от людей и прожил в полном уединении до января 1864 г. Мистик Фотий оказывал влияние на решения Александра I. Так, под его влиянием Александр I запретил в России масонство, в то время как во всём мире образованные люди объединялись для борьбы с невежеством, для совместного решения задач благотворительности, просвещения, познания тайн мира. Указом Александра I одновременно запрещались и философские кружки (общество любомудров, собиравшихся у князя Одоевского).

Перед Гальбергом встала задача выбора из жизни Александра I таких поступков, которые могли бы быть примером народу. Долг художника сеять доброе. И такой сюжет нашёлся. В горельефе с северной стороны памятника Гальберг дал сцену зачтения отрывков из «Истории» Карамзина. В 1811 г. Карамзин действительно зачитывал в Твери отрывки из своей «Истории» о нашествии Батыя, о подвигах Донского, у которого служил Тютьшов. Потомок Тютьшова Ф. Тютчев (1803–1873) очень гордился семейной историей. Художник высветил в Александре I позитив, который помог ему раскрыть тему. Это было мудрое решение. «Мудрость сильнее силы», — сказано в Экклезиасте.

«Карамзин ценил мудрость и отличался пламенным рвением к усовершенствованию в себе человека», — писал его друг Дмитриев. О мудрости Карамзина говорят следующие его высказывания:

«История мирит гражданина с несовершенством видимого порядка вещей, располагает душу к справедливости, утверждает благо и согласие общества».

«Дикие народы жаждут независимости, а мудрые народы жаждут порядка».

«Прочны и нужны лишь те преобразования, которые подготовлены всем ходом развития национальной жизни».

«Должно приучать россиян к уважению собственности».

«Национальное единство сильнее всех сословных различий».

«Заимствование чужих мыслей и законов, подражательство не обеспечивает полного счастья народного».

«Необходимы коренные законы развития». И т. д.

Карамзин жил в двух эпохах: в будущем и в прошлом.

Мудрость Карамзина проявилась в идее «вера в Бога плюс историзм».

Согласно византийской традиции мудрецов следует изображать в профиль в античной одежде. Самуил Гальберг это сделал в горельефе с южной стороны.

Противоречие 4

В византийских скульптурах каноном являлся профильный портрет. Профильный портрет позволял оживить модель, но не давал возможности раскрыть красоту лица. А Самуилу Гальбергу хотелось показать красоту тела (лица) и красоту души, работу ума Н. М. Карамзина. Как быть?

Решение

Персонажи греческих скульптур сходны между собой, т.к. ваятели создавали канонический анфасный портрет. Но в скульптурах не просматривалась работа ума. Самуил Гальберг решил показать индивидуальность Н. М. Карамзина, его способность пробуждать людей, вызвать у зрителя мысли. Форма лица модели отражает возвышенные мысли, силу, благородное достоинство, энергию, свойственные Н. М. Карамзину. Расположение частей лица сообразно состоянию души. Карамзин как бы погружён в свои мысли. Взгляд модели задумчивый, устремлённый вдаль. Ничто не отвлекает от размышлений о будущем России. В глазах модели светится мысль. Лицо модели выразительное и кажется освещённым изнутри. Гальберг верен натуре. Каждое поколение открывает в бюсте Н. М. Карамзина что-то полезное для себя.

«Настоятельная потребность моего существования — восстановить цепь времён», — писал Тютчев. Он добивался создания державы с центром в Константинополе. Настоятельная потребность существования Карамзина — ввести Россию в новый духовный мир: вера в Бога плюс история. Карамзин считал, что должна быть движущая история духовности (духа). Размышления Н. М. Карамзина о духовности, о национальном самосознании, о человеческой личности в самосознании, о человеческой личности в национальном коллективе и в мире, о месте и роли России в истории, в Европе и в современном мире актуальны и сегодня. Эти мысли воздействую на наши чувства и разум. Что-то пробуждается в нас. Сегодня есть возможность развить мысли Н. М. Карамзина. Например, разработать Духопись России, чтобы связать прошлое, настоящее и будущее.

Противоречие 5

Власть должна быть доброй или злой?

Решение

«Предвижу царство пустоты и прозаические годы», — писал поэт Языков по поводу вступления Николая I на престол в 1825 г. Николай I признавал только силу, был бездарным политиком, тираном, душителем культуры России. «При Николае I была кругом глушь, молчанье, всё было безответственно и бесчеловечно, глупо и мелко», — писал Герцен. Повсюду царил полицейский сыск. Николай I хотел следовать за Петром I, но был «не того масштаба человек», — скажет А. С. Пушкин.

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей.
И все дела твои, и добрые и злые,
Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые
Ты был не царь, а лицемер.
(Фёдор Тютчев)

В 1825 г. Николай I отправился из Зимнего дворца подавить восстание на Сенатской площади. Восстание декабристов было подавлено. Николай I распорядился повесить вождей декабристов и 120 человек сослать в Сибирь.

Злые дела Николая I превысили добрые дела. Он распорядился заселить евреями Сибирь, запретил принимать молодёжь на физико-математические факультеты (подальше от греха и материализма). Николай I распродал по баснословно низкой цене 2000 картин из картинной галереи Эрмитажа, собранные Екатериной II, чтобы поправить свои финансовые дела. Возомнив себя покровителем искусства, Николай I передал Академию Художеств из ведомства Министерства народного просвещения под власть и неусыпный надзор Министерства императорского двора. Он присвоил себе роль верховного судьи в делах искусства и литературы. Увольняет из Академии Художеств заслуженных профессоров, перестаёт замечать А. Иванова, учителя К. Брюллова. Он жёстко обошёлся с Алексеем Егоровичем Ивановым, заслуженным профессором, специалистом по религиозной живописи. Николай I не любил инородцев и безродных, а А. Иванов был калмык. В детстве его подобрали и отправили в Московский воспитательный дом. Подросших сирот («божьих человеков») и всяких бездомных направляли на учёбу кого куда, по жребию. Алексей Иванов мог оказаться и плотником, и сапожником, но досталось ехать в Петербург и учиться живописи в Петербургском воспитательном училище. В Петербурге А. Иванов женился на дочери Мартоса и стал, как и Клодт, свояком Мартоса. Однажды А. Иванов послал в подарок Николаю I одну из своих картин и получил её назад с ответом: «Какая мерзость». Николай I увольняет А. Иванова со службы. Мало этого наказания, он назначает ему пенсию 1000 руб. в год с припиской: «Удерживать из неё четыре тысячи, полученные за царскосельские образа» для царскосельской церкви. Денег не хватило на жизнь. А. Иванов заболел и умер. Николай I не терпел людей беститульных и отстраняет Пименова от службы в Академии художеств, отец которого имел чин всего лишь губернского секретаря. Пименов был отстранён «за незнание художества» и от обиды умер.

Николай I определил Тараса Шевченко в 1847 г. за участие в Кирилло-Мефодиевском обществе ссыльным солдатом в отдельный оренбургский корпус, а на приговоре собственноручно начертал: «без права рисовать и писать». Ударил, что называется, под дых.

Вот такое поведение было характерно для Николая I. Место человека в социальной жизни регламентировано рангами.

Николай I называл Н. М. Карамзина «полусумасшедшим». Николай I замахнулся на многое, но так и застыл с поднятой рукой, сжатой в кулак. И в кулаке был Бенкендорф.

А. С. Пушкин понимал сущность Николая I и пытался воздействовать на его психику (сознание), убеждал его продолжать дело Петра I. При Николае I внешней политикой России 30 лет управлял сухой маленький немец Карл Нессельроде, потомственный дипломат. Его отец служил в дипломатических ведомствах Австрии, Голландии, Франции, Пруссии, Португалии, России. Николай I доверял Карлу Нессельроде, который придерживался англиканской веры. Агентом Нессельроде был голландский посланник в Вене Геккерен. Приёмный сын Геккерена — Дантес, который был вызван А. С. Пушкиным на дуэль, в которой Пушкин был убит. Внешняя политика России не изменилась. Власть одержала верх. Но зло само себя наказывает. Получив сообщение о разгроме русской армии под Евпаторией, Николай I понял — война проиграна. Не выдержав позора поражения, он покончил с собой, застрелился 13 февраля 1855 г.

Перед Гальбергом встала проблема: показать фигуру Николая I в памятнике или нет. Уж больно одиозна фигура Николая I, пустого человека. Но от него зависело, будет ли памятник Н. М. Карамзину, сочинённый Гальбергом, или нет. Самуил Гальберг заменяет фигуру Николая I на модель Фортуны — богини счастья и удачи, которая берёт под своё покровительство Россию, представленную в образе ребёнка, играющего монетами, которыми одаривает Фортуна. Николай I не понял замысла Гальберга. Проект памятника он утвердил, разрешение на сооружение памятника издал, но денег не дал в Благотворительный фонд. Симбиряне были благодарны и за это. Так появилась надпись на памятнике о том, что по распоряжению императора Николая I в 1844 г. поставлен памятник. Открытие памятника состоялось 4 сентября 1845 г. после многолетней работы.

Николай I игнорировал многочисленные просьбы Н. М. Карамзина казать ему материальную помощь. Лишь по настоятельной просьбе Жуковского Николай I, решив откупиться, выделяет умирающему историку 50000 рублей. Помощь опоздала. Жесты поднятой руки умирающего Н. М. Карамзина и его жены, стоящей за спиной, говорят о том, что дар уже не нужен. Современники, зная об этом, расценивали поступок императора как негативный.

При жизни Н. М. Карамзина никто его не критиковал, но после его смерти развернулась широкая дискуссия. Критики называли всё, что совпадало с идеями Н. М. Карамзина «карамзинизмом». Сторонники Н. М. Карамзина обратились к Николаю I с просьбой защитить доброе имя историка от нападок. Здесь кроется ответ на вопрос: почему Николай I, фигура которого не запечатлена в памятнике, дал разрешение на создание памятника в Симбирске. Нельзя не отметить смелость Самуила Гальберга, который служил искусству, а не власти и воспевал добро, а не зло, мудрость, а не силу.

Противоречие 6

История — молчаливое зерцало бытия или средство познания мира

Образованные люди во всех странах всегда собирались для бесед, где обсуждались приёмы восприятия оригинального, декламировали стихи, музицировали. В Симбирске до 1822 года были три масонские ложи, входящие в Московский Центр «Великая Астрея». В них насчитывалось 120 человек. Это была элита России. Карамзин и Пушкин были членами масонской ложи в Симбирске. В масонстве были два направления: мирное крыло и революционное крыло. Карамзин и Пушкин придерживались мирного крыла и прилагали усилия, воздействующие на психику императоров, и надеялись мирным путём изменить порядок в России. Декабристы призывали к террору, к ниспровержению власти силой и надеялись привести Россию к свободе от насилия, лжи, несправедливости, невежества. Карамзин осуждал террор. Это исторические факты. В 1820 г. в Санкт-Петербурге на квартире князя Александра Одоевского собирались Н. И. Тургенев, профессор Куницын, Чаадаев, Кюхельбекер, Глинка, Пущин, Тютчев и др.

Проводником передовой общественной мысли после 1825 года в годы политической реакции, наступившей после поражения декабристов, стал журнал «Московский телеграф», издававшийся с 1825 по 1834 гг., редактором которого был Николай Полевой(1796–1846). Журнал служил делу просвещения русского народа в варварских условиях николаевского режима, открытого политического террора власти. Центр интеллигентной жизни переместился в Москву. В Москве образовался кружок-общество любомудров, в котором велись споры по вопросам философии. Полевой считал, что Карамзин «нигде не представляет вам духа народного», он говорил «не ищите в Карамзине высшего взгляда на события, Карамзин не прагматик». Полевой написал альтернативный труд «История русского народа». Любомудры считали, что для благополучия государства «важно возбудить душевные и умственные средства». Литература, по мнению Николая Полевого, должна соответствовать намерениям правительства создавать нового человека. Любомудры считали, что России суждено внести в Европу «особую стихию духа». Для этого не нужно озираться на Запад и Восток, а нужно добиваться «самостояния» (термин ввёл в употребление А. С. Пушкин). Ф. И. Тютчев (1803–1873) мечтал создать «зрелище движущейся истории», предлагал создать Российскую державу с центром в Константинополе. Полевой был сторонником идеи «руссизма» и правды в истории.

Полевой призывал «гнать невежество и отвлечённое любомудрие». Любомудрие приобретает ценность в той мере, в какой необходимо практическое применение: «История в высшей степени не есть складно написанная летопись времён минувших. Нет — это средство познавания мира и практическая поверка философских понятий о мире и человеке. Она соображает ход человечества, общественные нравы, понятия каждого века и народа. Она выводит цепь причин, производивших и производящих события», — писал Полевой.

А Карамзин утверждал: «История есть священная книга народов, главное необходимое зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровения и правил, завет предков потомству и дополнение к изъяснению настоящего и будущего. История утверждает благо и согласие общества».

Налицо противоречие во взглядах Н. М. Карамзина и Н. Полевого на историю, на философию. Кто же из них прав? Н. Полевой призывал к правде в истории, а Н. М. Карамзин призывал выбирать из истории факты, помогающие политике власти. Говорить надо всю правду, а не часть правды.

Н. Полевой боролся за экономический и культурный подъём России, прославлял дух самодержавия, православие и народность. Н. Полевой настойчиво и последовательно добивался независимой литературно-журнальной деятельности, выступал против признанных и увенчанных корифеев литературы и науки, если сознавал, что они неправы. Он требовал от историков не только описания исторических фактов, как таковых, но и широких обобщений и выводов, ждал «философии истории». Этот спор между Н. Полевым и умершим Н. М. Карамзиным оставил след и в душе Самуила Гальберга.

Решение

Чтобы примирить противоречие, нужен выход в надсистему (в просвещение народа), нужно раскрывать содержание «Истории государства российского». Следует говорить о психофилософии Н. М. Карамзина, о психофилософии Самуила Гальберга, об эстетических достоинствах памятника. Самуил Гальберг отразил в памятнике «сшибку» противоречий и призывал думать над их разрешением.

Н. Полевой в последние годы ждал благосклонности Николая I, которую так и не дождался и умер в нищете. Но мысли его будоражат людей и сегодня. Философы, расписавшись в своём бессилии, не смогли предвидеть развал СССР и не могут сформулировать цель России. Национальную идею России сводят к русизму. По существу это псевдофилософы, которые служат власти. Историки продолжают выбирать нужные факты и не дают объяснений мотивам надписи на памятнике Н. М. Карамзину о том, что Николай I разрешил в 1844 году создать памятник в Симбирске. И тем самым восхваляют тирана Николая I. Никто не говорит об интегрированной вере: вера в Бога плюс историзм — идее Карамзина. Вера должна быть интегрированной, основанной на правде, справедливости, любви ко всему человечеству. Это понимал Самуил Гальберг и отразил идею Н. М. Карамзина в бронзе и камне. Взрастить «ребёнка» (образ России в памятнике) можно, если научить видеть противоречия, (это называется разумом), научить разрешать противоречия (это называется мудростью), научить находить путь к свету (это называется премудростью), обеспечить полёт к свету. Свет — это лучистая энергия, позволяющая расширить рамки невежества, сделать невидимое видимым. Нужно видеть в перспективе исторические события, готовить их, создавать условия для их свершения, приближать их. А это уже наука — психофилософия будущего. Самуил Гальберг в бюсте историку показал взгляд модели за пределы эпохи.

Карамзин, Пушкин, Н. Полевой и другие умные люди не смогли воздействовать на власть, чтобы мирным путём обновить Россию.

Декабристы были подавлены властью силой.

В России не создали нового человека, как мечтала Екатерина II. «Новые русские» — это пародия, фарс. Чтобы обновить Россию, надо ввести в состав духовной культуры такие понятия, как разум, мудрость, премудрость, полёт к свету. Необходимо все намерения и действия согласовывать с законом вечности, как кругооборотом энергии: дух разума — дух мудрости — дух премудрости — дух полёт к свету — свет — дух разума и т.д. Энергия не исчезает, меняется только форма её проявления. Необходимо развивать духовность и входить в новый духовный мир осознанно, соединяя вселенское зрение с глубинным видением. Недостаточно одного беспокойства сердца, тревоги за судьбу России, недостаточно только провозглашать, что Россия сильная, большая страна. Это самовнушение. Нужна организация и технология процесса усиления духовности в стране. Это проверено веками. Знания добываются только на основе разума. Вот прочему нужно иметь Министерство народного просвещения.

Противоречие 7

Физическая смерть человека — вечность.

«Человеческий век промелькнёт как краткий приезд. И не в силах никто больше срока продлить себе годы» (китайская мудрость). Бессмертны только дела, согласованные с законом вечности. Бессмертие изобразить нельзя. Как быть?

Решение

Самуил Гальберг философски разрешил эту проблему. В сюжете на южной стороне памятника изображён умирающий историк. Листы с его записями падают как листья. Смерть на пороге. Но Россия будет помнить его. Гальберг вооружает музу истории Клио скрижалью в правой руке, что издревле символизирует мощь, силу (у евреев это свойство психики называется Гвура) и трубой в левой руке, что символизирует издревле способность к обновлению порядка (у евреев это свойство психики называется Хесед). Клио вот-вот начнёт трубить. Звук трубы — это сигнал к действию. Труба у Гальберга — средство духовного единения народа в борьбе с невежеством. Клио собирается позвать народ России расширить рамки свободы от невежества и расширить круг света мирным путём. Самуил Гальберг завершил композицию памятника по кругу (а не по схеме треугольника). Как от камня, брошенного в воду, на поверхности воды получаются волновые круги, так и идеи Н. М. Карамзина расширяют круг света.

Самуил Гальберг был знаком с учением Каббала и знал взаимодействие каналов связи (сфирт) Хесед — Гвура. Вера только в Бога не даёт инструментов реального преобразования России и мира. Верующие интересуются только свидетельствами в пользу веры в Бога и не замечают мудрость. «Плевать на реальности, на факты, лишь бы осталась верна идея, в которую мы верим» (Даниил Гранин).

В памятнике Н. М. Карамзину, сочинённом Самуилом Гальбергом, нет символов религиозных (креста, Иисуса Христа), а есть обращение к народной памяти, к мифам (муза, фортуна). Муза и Фортуна персонифицированы. «Ухватить Фортуну за гриву нельзя» — гласит народная поговорка. Успех приходит к тому, кто строит свою работу в согласии с законом вечности, вкладывая в неё свою душу, сердце. «Хотя человек пребывает в руках судьбы, но воля человека только в его собственных руках» (Шиллер).

Цельность человека определяется «шагами» к свету.

В 381 г. н.э. в Константинополе была изъята из Нового Завета мысль о развитии мира. И сегодня в России считают мир неизменным. Но мир меняется прямо на глазах. Смещается ось Земли. Меняются условия жизни. Открываются новые галактики. Вселенная расширяется и вращается. Это научно доказано. Но мы продолжаем руководствоваться врождёнными понятиями, что вредно. Необходима Духопись — история развития Духа.

Монументальное искусство — это тоже философия, так как рассматривает объект в движении. И это продемонстрировал С. Гальберг.

Противоречие 8

Статичность или динамичность моделей

При левостороннем мышлении не учитывается движение в пространстве, которое имеет место быть. Динамичность моделей в пространстве в этом случае не нужна.

При правостороннем мышлении модель находится в неподвижном состоянии (статика).

Но со временем меняется психология человека. Как показать динамику изменения психики человека?

Решение

Обеспечить полноценную работу обоих полушарий мозга.

Самуил Гальберг заставил модели изменяться в пространстве и во времени. В горельефе с южной стороны памятника мы видим экспрессию модели. Женщина со сложенными руками (а это модель жены Н. М. Карамзина), несмотря на момент скорби, сначала отрывает руку от груди (другая модель), затем поднимает руку вверх (следующая модель). Так это же принцип кино!

Самуил Гальберг использует как язык символов, так и язык жестов. «Жесты и движения должны быть вестниками души того, кто их производит» (Леонардо да Винчи).

Душа живая откликается на всякое движение. У Гальберга модели живые. Умирающий Карамзин находит силы, чтобы приподняться и понять руку, чтобы сказать Фортуне о том, что дар запоздал. Ребёнок (образ России) играется с монетами, брошенными Фортуной. Модели наделены характерами.

«Смерть предаёт забвению всё, только добрую славу оставляя сокровищем вечным» (китайская мудрость). Таким сокровищем является «История государства российского», которая ещё не дописана, и ребёнок, повзрослев, допишет её. Вот мысль, которую воспринимает зритель, осмысливая пару моделей: Н. М. Карамзин и ребёнок.

А. С. Пушкин считал спокойствие условием прекрасного. Спокойствие несёт умиротворение. Все модели отражают спокойствие. Все модели наделены красотой тела и души. «Прекрасное должно быть величаво» (А. С. Пушкин). Как прекрасна модель Клио!

Все модели отражают достоинство, несуетность, вдумчивость, серьёзность. Это черты русского характера. В портрете Карамзина на бюсте мы видим человечность и движение мысли. Все модели полны естественной жизни, переполнены очарованием. В бюсте Н. М. Карамзина просматривается светлая печаль и молчаливые вопросы к нам: «а что вы оставите после себя?» Как обновить Россию, чтобы обеспечить устойчивость развития? «Думайте», — как бы говорит Н. М. Карамзин. Полноценная работа обоих полушарий мозга возможна при синтезе формы, цвета и движения, при активном включении зрителя в процесс осмысления памятника. Для этого художественному восприятию шедевров надо учить с детства.

Противоречие 9:

Показать художественными средствами линию развития России надо, но это приведёт к усложнению композиции. Как быть?

Решение

Нужно наделить памятник контрастными красками. Самуил Гальберг предложил постамент сделать красным. Красный цвет приносит удачу. Постамент памятника красно-бурого цвета.

Статуя Клио, изготовленная из бронзы, под лучами солнца даёт зеленоватый оттенок. Сад вокруг памятника летом зелёный. Просматривается линия развития «удача — жизнь» или «красная — зелёная линия» развития.

Жёлтый цвет символизирует способность к обновлению порядка.

Голубой цвет символизирует молодой порядок, мир гармонии. Это цвет идеала, цвет неба. Необходимо в композицию привнести жёлтый цвет и элемент, показывающий переход с линии красно-зелёного цвета на линию развития жёлто-голубого цвета. И сделать это должен зритель. Человек, включённый в систему «памятник — человек». Вот почему нужно применить цветотехнику (светотехнику), чтобы освещать памятник нужными цветами, символизирующими динамику движения России к свету.

Какой будет Россия в будущем? Ответ на этот вопрос лежит на дальних позициях. Русские всегда тяготели к особому пути развития России. Мудрость наводит на мысль, что нужно планировать переход на новую линию развития, а не жить методом проб и ошибок и надеяться на чудо. Чудес не бывает. Медитация не помогает. Нужен прагматизм не с позиции экономической выгоды, а с позиции общественной полезности для народа. «Как это чудесно быть нужным» (Чюрлёнис).



 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья