сайт Эсперанто       страница Ю. И. Финкеля 

 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья 

И. Л. Финкель

5. Любовь Турская и место скульптуры — памятника Матросову в шкале художественных решений

Любовь Турская, ульяновский скульптор, член Союза художников России, трагически погибла в расцвете сил в автомобильной катастрофе. Память о Любови Турской живёт в её работах. В парке имени Александра Матросова и в Ивановском детском доме установлена скульптура, посвящённая подвигу Александра Матросова. В музее-мемориале В. И. Ленина находится на постоянном хранении групповая скульптура с моделями В. И. Ленина, Ф. Дзержинского, рабочего и крестьянина, идущих в новый мир, и другие монументы.

Любовь Турскую привлекали образы людей, сильных духом, мудрых, развивающих жизнь. В её монументах просматривается луч надежды на достойное будущее России. Её скульптуры отражают передовые идеи своего времени, отражают общее и необходимое для людей.


Посвящается Любови Турской

Полёт к вечности

Когда замолкший пулемёт
Вновь без жалости косил солдат
Матросов добровольно птицею взлетев,
Закрыл грудью от гибели ребят.

Когда порыв сей отозвался
В душе художника Любови Турской,
Изваяв полёт орлиный к вечности,
Она тем самым совершила
Свой подвиг русский и осталась в вечности.

Александр Матросов, Любовь Турская —
Без сомнения, примеры для равнения,
И мне жаль тех новых русских,
У кого на уме лишь потребление,
А не целевое восхождение к свету.

Соединяет душу со Вселенной
Тот, кто искренне надеждой
Будущего живёт,
Постигнув психофилософию устремлений
К справедливости, добру людей ведёт.

Мой жизнеутверждающий
Стихотворный труд
Зовёт духовно двигать жизнь вокруг
И смело входить в высший духовный мир без оглядки.

А прагматиков,
Иронизирующих над подвижничеством,
Думающих только о своей прибыли,
Ждёт неминуемо застой
И от содеянного испуг, приводящий к гибели.
Они не останутся в вечности.
Таков жизни закон общечеловеческий.
г. Ульяновск, 2005 г.

Подвиг Героя Советского Союза Александра Матросова за Великую Отечественную Войну 1941–1945 гг. совершили 56 человек. Памятник Александру Матросову — это памятник народу, победившему фашизм.

По шкале уровней художественных решений в монументальном искусстве памятник Александру Матросову относится к 5-му уровню. Люди воспринимают произведение искусства сердцем, эмоционально, а нужно оценивать разумом.

Противоречие:

Необходимо художественными средствами показать индивидуальность модели и воспеть героизм народа, отразить эпоху. Но это требует дополнительных затрат труда, времени, средств. Как быть?

Решение

Любовь Турская удачно нашла формулу скульптуры — полёт в вечность, в высший духовный мир. «Художник, отбрасывая многие детали, изменяя, преувеличивая другие, даёт действительность внутреннюю, ту, которую простым глазом обыкновенного человека не увидеть и которую делает явной именно художник» (Луначарский).

В скульптуре есть мысль. Мысль энергична. Матросов изображён в момент падения на дзот (огневую точку) и это был полёт в бессмертие. Плащ-палатка развевается и напоминает крылья. Пластика фигуры говорит о полёте. Пластика форм лица выражает внутреннюю сущность, душу героя. Скульптор зафиксировала мгновение полёта. Александру Матросову было 19 лет. Он был адъютантом, и сам напросился забросать гранатами вражеский дзот. Воспитанник детского дома сам принял решение закрыть дзот грудью, когда гранаты закончились. Это результат идеологического воспитания, продуманного процесса развития духовности при социализме.

Любовь Турская с анатомической точностью воспроизвела лицо героя и наделила модель такими свойствами, что получился художественный образ народа, который не жалея жизни боролся врагом. Просматривается спокойная красота, достоинство, устремлённость к достижению цели. Эти черты присущи русскому характеру. «Обрести сюжет — это значит обрести идею, которую нельзя не выразить, которая научит человека» (Луначарский).

По умению видеть творческие задачи, имеющие противоречия, видеть способы разрешения противоречий, оценивают силу изобретательности скульптора. Чтобы усилить художественное восприятие, Любовь Турская использовала яркие краски. Памятник бронзовый, а вокруг зелёный сад. Это имеет философский подтекст. В монументе показана линия развития в красно-зелёном цвете. Цвет неба — голубой в солнечный день. Герой как бы переходит на новую линию развития и летит к звёздам. Модель Матросова отражает интеллектуальную личность с высокой духовностью. Любовь Турская создала памятник, который специалисты считают лучшим по теме.



 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья