сайт Эсперанто       страница Ю. И. Финкеля 

 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья 

И. Л. Финкель

2. Умеем ли мы понимать прекрасное? История создания памятника Н. М. Карамзину в Ульяновске

Прекрасное находится рядом.

Произведение монументального искусства в античных городах всегда устанавливали на открытых площадях, чтобы люди любовались красотой. Ваятели выступали в роли учителей, мудрецов. Искусство является философией. Об этом писал великий Леонардо да Винчи. В своей книге о живописи он писал, что живопись «трактует о движении, то есть о быстроте их действий, а философия так же распространяется на движение». Нарком просвещения Луначарский называл художников «психологистами». Художник-новатор идёт дальше двусмысленности и синтезирует психологию и философию в психофилософию как целое. Зритель тоже должен сформировать психофилософский взгляд на прекрасное.

Красота – это не только радующие глаз своей гармонической формой явления, лица, предметы, но и содержание внутреннего мира творца, содержание произведения искусства. Искусству художественного восприятия надо учиться.

Ч. Дарвин говорил, что его «неспособность восторгаться поэзией, живописью, музыкой в зрелом возрасте определила утрату известной доли счастья и вредно отразилась на умственных способностях и нравственном характере».

Одни люди проходят мимо шедевров. Их ничего не волнует. Например, их не волнует Александрийский столп в Санкт-Петербурге, не волнует, что высота 47,5 м, что вес около 500 тонн. Им не интересно, что художник Самсон Суханов вырубал из монолитного камня колонны неограниченной величины. Их не интересует, почему на вершине столпа стоит чёрный ангел. Не интересует, в честь кого поставлен памятник, кто поставил монумент. Это равнодушие отразится негативно на умственных способностях и нравственном характере.

А вот в древности люди по-другому относились к произведениям искусства.

Так, Апеллес, великий живописец древности, выставлял свои законченные картины на балконе напоказ прохожим и, прячась за картину, слушал, какие недостатки отмечали, заявляя, что народ более тщательный судья, чем он сам, и говорят, что будто башмачник поставил ему в вину, что на сандалиях живописец сделал внизу на одну привязку для ремня меньше. На другой день башмачник, возомнив, оттого что замеченная им накануне ошибка исправлена, стал прохаживаться насчёт того, как нарисована голень, то тут Апеллес с негодованием выглянул и заявил, чтобы башмачник выше обуви не судил. (Эту историю поведал Плиний старший, автор 37 книг «Всемирной истории», командующий римским флотом, погиб при спасении флота от ядовитых испарений заработавшего вулкана Везувий).

«Это хорошо, это плохо – говорим мы в полном убеждении, что наше отношение к художникам заключает в себе главным образом оценку их достоинств, и, заметьте, преимущественно технического. Мы не можем понять, что нашего мнения в технических вопросах никто не спрашивает, что художник всегда знает, что у него в технике слабо, что хорошо. Он не просит у нас отметку за рисунок, письмо, колорит и перспективу. То, что я скажу, конечно, азбучная истина, художник по сравнению с толпой есть человек, который лучше видит и может передать другому то, что он видит. Художник увидел, понял и поставил перед глазами, и видят все до сих пор слепые» (Гаршин, писатель).

С IX века н.э. римская традиция пришлась по душе чуткому ко всякой красоте русскому человеку. Художественное восприятие предполагает не только восприятие внешней красоты, но и красоты ума и души автора произведения искусства. Говоря о творчестве того или иного автора, надо знать его биографию, историю создания памятника.

В Ульяновске есть шедевр 5-го уровня – памятник Н. М. Карамзину, созданный Самуилом Гальбергом.

Прежде чем раскрыть интересные художественные решения С. Гальберга, нужно познакомиться с жизнью и творчество самого художника, ознакомиться с историей создания памятника. С. Гальберг был духовно близок к Н. М. Карамзину, и хоть на 21 год был моложе, Гальберг понял его душу, его внутренний мир. Карамзин жил в 1766–1826 гг., а Гальберг – в 1781–1839 гг.

Самуил Гальберг – швед с еврейскими корнями. Жил при Екатерине II, правившей 30 лет, Александре I, Николае I. Александр I умер в 1825 г., Николай I в 1855 г.

Екатерина II стремилась сделать Россию просвещённой монархией. Она разрешила селиться в России всем иностранцам, кроме евреев, но в 1763 г. разрешила селиться и евреям. В 1771 г. Екатерина II утвердила постановление о становлении в России нового человека. Александр I начал либералом и закончил тираном. Николай I был тираном.

Самуил Гальберг родился в Эстляндии (Эстония) в небогатой культурной семье. Родители Самуила отдали семилетнего мальчика в воспитательное училище в Петербурге, где готовили художников, скульпторов, которые становились известными в мире. Екатерина II много сил отдавала развитию талантливых детей независимо от национального происхождения, независимо от того, где они проживали: в России или за её пределами. Из стен Петербургского училища вышли А. Иванов – будущий профессор, И. Левитан и многие другие знаменитости. В воспитательное училище брали и детей из воспитательных домов. Так был принят из Московского воспитательного дома калмык А. Иванов, будущий профессор.

В 21 год С. Гальберг окончил училище с золотой медалью и стал работать с известным русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754–1835). Одновременно С. Гальберг учится мастерству у величайших скульпторов Торвальдсена и Кановы в Италии.

Мартос известен как автор памятника Минину и Пожарскому – избавителям от иноземного нашествия, поставленного в Москве.

Бертил Торвальдсен – величайший скульптор Европы, датчанин, известен как автор памятника Александру I, бюста Байрона и др.

В 44 года Гальберг становится профессором Петербургской Академии художеств за памятник Александру I, который впоследствии уничтожен в Петербурге.

В 1833 г. Гальберг изваял памятник Державину в Казани, который был уничтожен в 30-е годы XX в. в период кампании борьбы с язычеством. Памятник Державину не был языческим.

В декабре 1833 г. Гальберг принял участие в академическом конкурсе проектов памятника Николаю Михайловичу Карамзину, великому историку, прожившему 60 лет, умершему в 1826 г.

В 1837 г. Гальберг, отложив все работы, делает бюст А. С. Пушкина по маске, снятой посмертно.

Накануне 10 мая 1839 г. Гальберг, отложив стеку, сполоснул руки в тазу и целый час насвистывал на флейте весёлую неаполитанскую песенку. Ничто не предвещало плохого. 10 мая 1839 г. на 52 году жизни С. Гальберг внезапно скончался (через 13 лет после смерти Н. М. Карамзина). Похоронен художник в Петербурге на Волковом кладбище.

Вся жизнь С. Гальберга была отдана искусству. Окружающие люди его любили. Другом С. Гальберга был Орест Кипренский (по отцу Швальбе). Друзья называли Самуила «Самойлушкой». Самуил Гальберг был внешне красивым человеком. Крупные значительные черты его лица многих покоряли. Самуил Гальберг был интеллектуальной личностью с высокой духовностью. Карл Брюллов назвал Самуила Гальберга светильником. Такова чёт4ая и неопровержимая оценка Гальберга. Самуил Гальберг обладал добрым глазом, острой мыслью, парадоксальным мышлением, смелостью, даром учителя. Он с любовью учил своих учеников искусству. Добрая слава о нём осталась в вечности. Память о нём живёт в памятнике Н. М. Карамзину в Ульяновске.

22 августа 1836 г. Николай I одобрил проект памятник Н. М. Карамзину, сочинённый Гальбергом. Изваяли памятник его ученики:

  1. Ставассер П. А. (бронзовая статуя Клио, которая была отлита под руководством П. К. Клодта);
  2. Иванов А. А. (соавтор статуи Клио);
  3. Рамазанов Н. А. (автор бюста Н. М. Карамзина и горельефа на северной стороне);
  4. Климченко К. М. (автор горельефа на южной стороне).

Все они зафиксировались в истории как выдающиеся скульпторы. Рамазанов стал профессором. Вместе с Клодтом, Залеманом и другими скульпторами Рамазанов будет приглашён Монферраном в 1856 для участия в изготовлении памятника Николаю I. Отец Рамазанова – известный комик, преподаватель танцев, мать – актриса. В 1839 г. в Симбирске был создан комитет по сбору средств на памятник. Деньги собирали по всей стране. Среди главных жертвователей были: генерал-майор П. Н. Иванов, князь Ю. Хованский, князь П. Л. Вяземский, граф Д. И. Хвостов, поэты Н. М. Языков, А. С. Пушкин, И. А. Крылов, знатные симбиряне Киндяковы, Анненковы, Юрловы и многие другие.

Из Петербурга привезли в Симбирск богатый четырёхугольный постамент буро-красного цвета из финляндского гранита. Памятник обошёлся в 91800 рублей. На эти деньги можно было приобрести богатую деревню с людьми. Строили памятник с 1833 по 1845 гг., т.е. 12 лет. Открытие состоялось 4 сентября 1845 года. В 2005 г. Ульяновск будет отмечать 160-летие со дня открытия шедевра.

Кондовый архитектор А. Кон, ценивший старину, вписал памятник в структуру города: на севере – губернаторский дом, на западе – женский монастырь. Получается так, что Н. М. Карамзин как бы влияет на власть и опирается на церковь, что соответствовало взглядам историка. Александр Росси учил, что памятники и здания должны быть связаны между собой единой мыслью. Архитектор связал памятник и здания мыслью. Памятник находится на вершине горы, что тоже наводит на размышления. Люди любили и любят отдыхать в саду, где установлен памятник. А философская мысль: люди, поднимаясь к памятнику. как бы идут к новой интегрированной вере: вера в Бога плюс история.

В 1866 г. разбили сквер со свободной планировкой по типу английских парков. Так был создан сад-памятник. Ограда памятника изготовлена на заводе Демидовых на средства жены Карамзина. Ограда сада изготовлена в мастерских симбирского мещанина по эскизам местного архитектора Любимова.

Постановлением Совета Министров СССР от 04.12.74 г. N 624 памятник Николаю Михайловичу Карамзину поставлен на государственный учёт как памятник монументального искусства федерального значения. Парк вокруг монумента тоже взят на учёт как памятник федерального значения.

В 2000 г. бюст Н. М. Карамзина покрыт слоем воска, покрыты воском горельефы по методике, опробованной при реставрации памятника Петру I в Санкт-Петербурге.

Однако нельзя устоять от искушения заявить о запущенности сада-памятника, который 160 лет радовал людей.

Статуя Клио не покрыта воском; нет тротуарной плитки; слабое освещение; нет надписи об авторе и скульпторах, создавших шедевр; нет цитат Н. М. Карамзина об изменении порядка в России; открыты ворота на северной и южной стороне; снесена ограда на восточной стороне; сад запустел; деревья выросли; сирень растёт плохо; по улице Советской пущен массовый поток транспорта; памятник не дополняется средствами цветотехники и т.д. Всё это говорит о недостатке культуры. Сегодня сад-памятник стал проходным двором, обрёл будничную незаметность. Нельзя быть глухим, слепым, равнодушным. Сад-памятник уникален и требует к себе постоянного внимания. Мы должны с глубоким уважением и благодарностью относиться к тем, кто подарил нам красоту.

Самое трудное – это видеть то, что близко, что находится рядом. Не надо отправляться в Санкт-Петербург или в Италию. «Чтобы любоваться пейзажем, не нужно отправляться далеко» (китайская мудрость).

Надо развивать художественное восприятие шедевра и видеть художественные открытия Самуила Гальберга.

Чтобы привлечь симпатии художников, Л. Н. Толстой считал своим долгом дать содержательные замечания о произведении.

Автор книги, не углубляясь в технику изготовления памятника, не разбирая причины отношения власти к памятнику, сделал попытку ознакомить людей с художественными открытиями Самуила Гальберга. Может быть, ульяновцы прозреют и найдут портрет С. Гальберга, создадут музей С. Гальберга, назовут улицу именем Гальберга, возродят сад-памятник. Право же, Самуил Гальберг достоин этого.

Памятник Н. М. Карамзину, сочинённый Самуилом Гальбергом – это символ Ульяновска.


Символ города

Памятники истории
Оживают и возбуждают энергию
Если к ним относиться с благоговением.
Символы города требуют погружения и уважения,
Художественного восприятия,
Испытания мудростью
С открытой душой.

А если подходы к памятникам
Транспортом загружены,
И вокруг сплошные колдобины,
Нет освещения
Нет надписей об авторах
И забыты люди, их создавшие
Всё пущено на самотёк
Памятники умирают
Красота не работает,
Люди плохо трудятся
Духовность от жизни отстаёт

Если забыты герои,
Отдавшие жизнь за Родину,
Забыты люди, честно трудившиеся,
Жизнь посвятившие идее
То молодёжь духовно дряхлеет
Становится духовно нищей
И напоминает стариков
Не способных развивать Россию
По пути к свету, к истине
И восстанавливается рабство,
Невежество, средневековый мрак
Общество откатывается в прошлое, назад.

Памятники рождаются и умирают как всё живое
Если есть импульс, то рождаются.
Если нет внимания – умирают.
Я хочу, чтобы к памятникам было внимание,
Тогда в будущем они будут напоминать
О том, какими мыслями мы жили
И помнить о нас.
Тогда мы и будем живые.
г. Ульяновск, 2005

Посвящается 160-летию
памятника Н. М. Карамзину
в Ульяновске

У памятника Н. М. Карамзину в Ульяновске

Нам внушают: Россия – сплошное недоразумение
Не может жить в двух эпохах – прошлом и будущем
Умом её не понять
Россия убогая, бессильная, консервативная
Но святая Русь – Родина-мать
Россия никогда не придёт к совершенству
У неё свой путь, который надо ещё отыскать
Такая уж у неё судьба:
Продолжать греко-римско-византийскую традицию...
И невдомёк, что Россия – это птица
У которой просто не работают оба крыла
Из-за неорганизованности работы ума,
Неприятия мудрости и премудрости.
Отдавая дань историку Карамзину
За его добрые дела
И рвение перехода к интегрированной вере
Мы должны понять истину:
Попадает в Закон Вечности тот,
Кто соединяет веру в Бога, историзм
И психофилософию свою и других,
Кто постоянно развивает духовность,
И к свету идёт, опираясь на разум и мудрость.
Если греки смотрели на человека,
Римляне – на идею,
То Россия продолжает смотреть на Запад и Восток,
Озираясь по сторонам,
Забыв про человека, и идею, и полёт к свету.
Если усилить работу по организации ума,
То Россия воспрянет ото сна, прозреет
Истинную духовность обретёт
И птицей вольной гордо к свету полетит.
Художник Гальберг – светильник России –
Высветил в кромешной тьме идею Карамзина.
Для полёта России нужны
Два работоспособных крыла:
Вера в Бога плюс «История государства Российского»
Николая Михайловича Карамзина.
Полёт России к свету успешней будет,
Если просвещением обеспечить цельность ума,
Взять на вооружение инструменты мышления,
Дух разума, дух мудрости, дух премудрости,
Дух полёта к свету, дух света – лучистой энергии,
Делающий окружающий мир видимым для нас.
Только двухстороннее мышление
Синтез формы, цвета и движения
Позволит Россию обновить и культуру возродить.
Каждый, обращаясь к памятнику Карамзину,
Должен что-то полезное для себя отыскать
И делами добрыми его оживить.


 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья