сайт Эсперанто       страница Ю. И. Финкеля 

на первую страницу     предыдущая статья следующая статья

3. Мудрые решения из истории России

Дела отцов — пример для сыновей.

В истории России можно увидеть много мудрых решений, которые вселяют бодрость и надежды, можно увидеть примеры рассудительности, необычных новых дел, приближающих народ к совершенству.

«Кто мудр? Тот, кто видит зарождающееся», — учат еврейские мудрецы.

Важно воспитывать людей в духе служения Отчизне, тогда они будут счастливы и миролюбивы. Важно понять, как зарождалась наша Отчизна.

Люди, понимающие мудрость, ощущают в душе волнение, трепет. В седой древности сознание человека обновлялось. В народе говорят: красна птица пером, а русский человек — умом. Велика русская мудрость, и это должен знать каждый. Нужно искать света у факелов знаний. Мудрость — это всегда новое по сравнению с предшественниками. Важна преемственность идей и шагов по достижению мира гармонии на Земле, необходима целеустремлённость. От этого зависит счастье людей, устойчивость в жизни. Россия всегда мечтала жить в мудрости и благости.

Нельзя изучать историю, вырывая фрагменты, подгоняя факты под своё мировоззрение.

Автор данной книги предлагает изучать историю системно (см. рис. 4).

Критерием прогресса цивилизации является развитие духовных способностей людей.

Народ — творец истории. Народ обладает жизненной силой, которую надо поддерживать. Народ создаёт ценности своим упорным трудом. Если какого-то элемента системы нет, то нет и системных знаний. Народ всегда хочет жить счастливо. Обновляя знания, обновляя сознание (психику), человек входит в новый духовный процесс, возвышая ввысь свой дух. Люди называют Бога организатором, Верховной личностью, обладающей множеством свойств. Это мечта об идеале, к которому надо стремиться. Правители организуют реформы, позволяющие сделать Россию великой.

Человек — сотворец, т.е. без участия человека невозможно достичь мира гармонии («Божественного проекта»). Об этом свидетельствует русская мудрость. Здесь слово «русская» прилагательное, а не ссылка на национальность. Нация — это лишь обозначение.

Мудрость Рюрика (862—879)

Славянские племена отмежевались от соседних индоевропейских племён в 4000—3500 гг. до н.э. В V—VI вв. в районе Поднепровья и Подунавья образовались племенные союзы славянских племён антов — предков киевских руссов и склавинов. Анты и склавины заключили между собой военный союз и сообща действовали против давления Византийской империи, боролись за свою независимость и достоинство. Это было мудрое решение. Противостоять в одиночку сильным противникам славяне не могли. Не хватало сырья, средств, не было должной организации труда, не было и знаний, как строить общество. Поэтому праславянские племена (руссы, склавины) стремились заимствовать от родственных им соседних индоевропейских племён и от Византийской империи. С V в. н.э. руссы, склавины предпринимали постоянные набеги на владения Византийской империи, взимали дань. Такие сложились отношения в мире.

На южных берегах Балтийского моря жили варяги славянского происхождения. Русы жили по реке Роси. Имя происходит от бога Рода, местом культа которого был Родень. Бог Род был верховных божеством неба и вселенной. Ему приносились кровавые жертвы.

В славянский мир входят поляне, северяне и другие племена.

За пределами славянского мира руссов считали «народом богатырей».

В V—VI вв. восточные славяне вели упорную борьбу с аварами, хазарами — племенами Степи.

Но между племенами славян не было единения. Между полянами и северянами происходили междоусобные войны. Славяне, чудь, кривичи по совету новгородского старейшины Гостомысла добровольно призвали себе на правление варяжских князей — Рюрика и его братьев, т.е. пригласили организатором то ли шведа, то ли норвежца. Рюрик и организовал Русский Союз, объединивший в VI в. собственно русов, полян и северян. Летосчисление Русского Союза ведётся с князя Рюрика (862—879 гг.). Рюрик установил порядок в отношениях между племенами, возглавил ряд северных славяно-финских племён. Праславяне проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где были поляны, озёра, болота. Сам Рюрик жил в Старой Ладоге.

Славянские народы принадлежат к древнему индо-европейскому единству, включающему такие народы, как германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские («арийские») и др.

При Рюрике в Русский Союз входили всего 5 или 6 племенных союзов. С середины V, VI в. славяне стали рассеиваться на юг за Дунай, на Балканский полуостров, поближе к богатым византийским городам и тучным возделанным землям. Ещё не умели должным образом использовать свои ресурсы. В Русской Союзе не было моря, не было высоких гор, а были холмы, овраги, водоразделы.

При Рюрике началось эпизодическое крещение отдельных славян, что позволяло объединиться вокруг религии.

При Рюрике началась борьба за становление государственности и достоинства. Главой государства был Рюрик.

В 860 г. Рюрик успешно нападает на Константинополь и заключает договор мира и любви с Византией. Это было признание Русского Союза (Руси), появившегося на исторической арене мира. Союзе племён добровольно принял имя одного из объединившихся племён — народа «рос», или «рус». Все называли себя россичами. Так родилась Русь. С этого момента началось развитие системы «Русь». Рюрик скончался в 879 г., успев вручить правление и малолетнего сына Игоря своему родственнику Олегу, который и продолжил развитие Русского Союза — государства Русь.

Олег был опекуном Игоря.

Похоронен Рюрик либо в Новгороде, либо на окраине Киева.

Мы говорим сегодня Россия — от слова «рос», имени племени, известного в VI в. н.э.

Мудрость Олега (879—972 гг.)

Нормой взаимоотношений между племенами было приобретение добычи.

Русы (россичи), жившие на Рось-реке, перешли в Киев, основанный полянским князем Кием. Киев — «матерь городов русских». Так называли Киев летописцы. Киев стоит на Днепре в земле полян. Крепость поставлена на горе, ниже устья полноводной Десны. Это позволяло собирать пошлину, быть хозяином Днепра. Все крупнейшие реки Днепровского бассейна сходились к Киеву (Березина, Сож, Припять, Десна, Тетерев). Бассейн этих рек охватывал земли древлян, дреговичей, кривичей, радимичей, северян. Все пути на юг к Чёрному морю запирались крепостью на Киевской горе. Путь из Киева в Новгород и в Балтику назывался путём «из грек в варяги». Путь вокруг европейского континента назывался «из варяг в греки».

Позже летописец Нестор, живший в Киеве в эпоху Мономаха, назовёт славян-полян «мудрыми и смышлёными».

Летописи свидетельствуют, что сначала существовали два государства: Новгород и Киев. Рюрик княжил в Новгороде. Более 600 лет потомки Рюрика законно княжили в Новгороде. С побеждённых брали дань. Подчинение племён, общин способствовало объединению вокруг победителя.

Военный вождь Русского Союза Олег в 982 г. совершает поход на Киев. Убив киевского князя Аскольда, Олег объединяет Новгород и Киев в единое целое, в Киевскую Русь, которая дальше постепенно объединяла земли восточно-славянских племенных союзов. Олег сел на киевский престол. Киевская Русь стала политическим ядром восточно-славянских племён.

Карта Киевской Руси представлена на рис. 5.

Социальная структура общества представлена на рис. 6.


где:
  1. «Великий князь Русский» (или «Хакан-Рус») — титул, равный императорскому;
  2. «Главы глав» — «светлые князья» (князья союзов племён);
  3. «Всякое княжье» — князья отдельных племён;
  4. «Великие бояре»;
  5. «Бояре», «мужи», «рыцари»;
  6. «Гости» — купцы;
  7. «Люди», «смерды» (земледельцы);
  8. Челядь. Рабы.

Олег был мудрым князем, храбрым правителем.

Варяги (шведы, норвежцы, датчане под общим названием «норманцы») продолжали совершать набеги на Киевскую Русь (на северо-западные русские земли). Олег решил превратить варягов в союзников и заключает договор с ними, согласно которому Киевская Русь обязалась платить дань варягам до 1054 г., т.е. заключил договор на 150 лет.

В 907 и в 911 гг. Олег совершил походы на Константинополь (Царьград). Подошёл к стенам города. Греки упорно защищали город. Наступающие русские воины погибали от стрел греческих защитников. Греки замкнули гавань цепью, преградили русским ладьям подход к стенам Константинополя. Олег, проявив мудрость, ставит ладьи на катки (см. рис. 7 и 8). Корабли, поставленные на катки, могли прикрывать воинов от стрел.

Ладье, поставленные на катки, можно было тащить по земле, а при попутном ветре при поднятых парусах движение ускорялось.

Греки не выдержали натиска русских и запросили мира. Был заключён договор с Византией, согласно которому Византия обязывалась платить дань Киевской Руси, и дань на русские города отдельно: Новгород, Киев, Полоцк, Смоленск, Ростов, Белозеро, Чернигов, Переяславль. При заключении договора русские послы клялись только языческим богом Перуном — главным своим богом.

Олег успешно решил поставленную перед собой задачу повысить престиж Киевской Руси. Олега называли мудрым, смелым, великодушным, вещим.

Олег присоединил к Киевской Руси земли древлян, северян, радимичей. Освободил эти места от платы дани хазарам.

В древнерусское государство «Киевская Русь» в IX в. входили не только восточно-славянские племена, но и некоторые неславянские племена. Произошла этническая консолидация, сформировалась единая древнерусская народность.

Олег сформулировал основные направления политики:

  1. повысить международный престиж государства;
  2. завоевать пути к Каспийскому морю;
  3. разгромить Хазарию, овладеть её территорией;
  4. утвердить контроль над торговыми путями;
  5. обеспечить экономические связи со странами Востока;
  6. установить контроль над низовьями Дуная, овладеть ключевыми торговыми позициями на Дунае, овладеть Переяслявцем, имевшим первостепенное значение для русской торговли; организация взятия дани;
  7. овладеть Южной Русью;
  8. отменить дань хазарам, освободить славянские племена от дани хазарскому каганату;
  9. предпринять дипломатические шаги, обеспечивающие давление на Византийские владения в Крыму, в Северном Причерноморье, на Херсоне — греческий город, центр греческих колоний в Крыму.

Летописи свидетельствуют: волхвы (древние мудрецы, прославившиеся гаданием будущего) предсказали князю Олегу смерть от своего любимого коня. С того времени Олег не хотел ездить на нём. Прошло четыре года. В осень пятого года Олег вспомнил о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами. Олег захотел видеть кости коня; стал ногою на череп и сказал: «его ли мне бояться». Но в черепе таилась змея. Она-то и ужалила Олега и он скончался.

На Руси испокон веку соблюдался культ коня. Считалось, что конь наделён сверхъестественными способностями, знанием будущего, связан с иным миром.

Смерть Олега от коня — это мотив судьбы, неизбежности рока. Такое представление идёт от волхвов.

Но мудрецы последующих лет убеждали людей в том, что рок, судьбу можно избежать, если правильно мыслить, выявлять причины бед и своевременно принимать меры по предупреждению бед.

Мудрость Игоря (912—945 гг.)

Опекуном Игоря был легендарный Олег.

Князь Игорь, так же, как и Олег, был язычником. Языческие боги-покровители:

Коляда
бог торжеств и мира;
Ладо
бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия;
Велес
повелитель поэтов, покровитель скотоводства;
Стрибог
повелитель ветров, бог неба;
Даждьбог
бог света, тепла, плодородия;
Хорс
бог Солнца как источника света;
Семергл
божество, близкое к русалкам, подательницам влаги на поля, бог почвы, корней растений;
Мокошь
женское божество, олицетворяющее женское начало природы, женскую часть хозяйств (прядение, стрижка овец и т.д.);
Сварог
покровитель кузнецов, солнечное божество;
Солнце
считалось главным богом
Луна
считалась женой Солнца;
Род
верховное божество неба и земли, распоряжавшееся всеми жизненно необходимыми стихиями — солнцем, дождями, грозами, водой (позже под родом стали понимать большую семью);
Ярила
бог животворящих сил природы;
Перун
верховный мироправитель, бог грозы и молний.

Язычники стремились воздействовать на своих богов при помощи просьб, молений и жертвоприношений. Везде соблюдались народные верования, соблюдались языческие ритуалы. На могиле богатого руса совершали приношения богу Яриле: ритуальное убийство его жены.

В Киевской Руси были и христиане.

Все спокойно смотрели на языческие и христианские верования.

Князь Игорь сохранил целостность государства, прославился своей отвагой, своими победами, благоразумием. Он продолжил политику Олега и снискал любовь подданных. Главу глав племён иноземцы называли «царём». Киевские князья присвоили себе титул цесаря, который пришёл из Византии. В Киевской Руси главу племён называли «светлым государем», который был не столько повелителем племён, сколько главой государства, просветляющим людей. Государство подменяется одним князем, подобно тому как в рисунках город подменяется изображением одной башни, а целое войско — одним всадником. Целое подменяется частью, его символом.

Для развития Руси нужны были материалы (сырьё), средства, люди, организация труда, знания, как всё обустроить. Византия прекратила выплачивать ежегодную дань Руси. И Игорь рвался к ключевым позициям в районе Восточного Крыма и вплотную подошёл к Хазарским границам.

В 912—913 гг. Игорь совершает поход на восток по Дону и Волге на Каспий через Хазарию, чтобы завоевать путь к Каспийскому морю. Активные действия Киевской Руси беспокоят Византию, которая контролировала торговые пути через низовые дунайские города. С другой стороны, из глубины азиатских степей на ничем не защищённые пространства Восточно-Европейской равнины в районы Северного Причерноморья, Среднего и Южного Поднепровья и Подунавья выходят орды кочевников, стирая с лица земли население, захватывая в плен людей. Это беспокоит славян. После каждого налёта славяне уходят на север.

Князь Игорь был мудрым правителем.

Он привлекает угров (венгров), печенегов, варягов в качестве союзников в борьбе против Константинополя и начал войну с Византией. В 941 и 944 гг. Игорь совершил походы на Константинополь. Поход в 941 г. был неудачным. В 944 г. Византийская Империя остановила войско князя Игоря обещанием возобновить выплату дани. Договор 944 года скреплён двоякой клятвой Перуну и христианскому Богу. Это был успех князя Игоря.

Киевская Русь теперь могла сосредоточиться на защите от кочевников Степи, поддержать преданные силы в Болгарии, т.е. Византия стремилась превратить Болгарию в своего союзника.

При Игоре экономическая, военная, политическая роль Киевской Руси возросла. Князь Игорь стремился завладеть Северным Причерноморьем, сокрушить византийские опорные пункты в Крыму, утвердиться на восточных торговых путях и в первую очередь в Приазовье, Поволжье, Закавказье, покорить древлян, задумавших выйти из повиновения.

Князь Игорь был взят в плен древлянами, привязан к стволам деревьев и разорван на две части. Поводом убийства были чрезмерные наборы дани.

Жена князя Игоря, правнучка Гостомысла, похоронила Игоря по языческому обряду под огромным курганом и продолжила дело своего мужа.

Мудрость Ольги (945—966)

Итак, она звалась Ольгой. Светлая (скандинавское), «достойная есть», независимая, упрямая, в вечных проблемах. Властительница, в своём окружении — «княгиня». Опасна в гневе, но её личная преданность стоит высоких комплиментов. Предание нарекло Ольгу хитрой, церковь — святой, история — мудрой.

Ольга происходила из варяжского рода, проживая в девичестве близ Пскова. Вышла замуж за князя Игоря. Имя Ольга приняла от имени Олег. Она родилась в 923 г, умерла в 969 г. Её считали праведницей, а память праведников бессмертна. Жила в каменном дворце, имела при себе священника, исповедовала христианскую веру. Воспитывала внуков Ярополка, Олега, Владимира. Ольга крестилась в Константинополе и взяла христианское имя Елены, широко известной императрицы.

Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть своего мужа Игоря. Древляне задумали сосватать Ольгу за князя Мала и послали к ней послов. Ольга распорядилась, чтобы на княжьем дворе была вырыта яма и в эту яму ввергли послов и живыми закопали в землю. В древлянскую землю отправила гонцов с уведомлением сказать, что княгиня согласна на брак и просит прислать за ней почётное посольство из «нарочитых мужей», чтобы киевляне отпустили её из Киева. По прибытии послов Ольга велела затопить баню. Послов заперли в бане. Баню подожгли. Послы сгорели. Но это ещё не всё. Ольга придумала хитрую месть горожанам Искоростеня, где был убит Игорь. Она потребовала малую дань — от двора по три голубя, да по три воробья. Игорь был убит за большую дань, а Ольга пошла навстречу горожанам и потребовала малую дань. Получив птиц, приказала привязать кусочки серы к каждой птице и вечером, в сумерки, сера была подожжена. Голуби и воробьи были отпущены в свои гнёзда и голубятни. Город запылал. Люди побежали из города, были избиты или обращены в рабство. Так Ольга жестоко расправилась с древлянами.

Обман, коварство, непревзойдённая жестокость не выходили из рамок морали того времени. Ольга возложила дань на Искоростень для Киевской и Новгородской общин. Древляне снова вошли в Киевскую Русь. Это было первым действием Ольги как властительницы.

Ольга была хитрой. Слово «хитрость» означает изворотливость. Она умела скрывать свои истинные намерения и не гнушалась идти обманным путём.

В 955 г. Ольга приехала в Константинополь (Царьград) — столицу Византийской империи. Цесарь Константин, уже женатый, увидев доброту, красоту лица, разум Ольги, влюбляется в неё и делает ей предложение выйти за него замуж. Константин Багрянородный, император, считался наместником Бога, главой церкви и государства Византии. Отказать императору — значит вызвать гнев на Киевскую Русь.

Ольга желала видеть Киевскую Русь независимым государством, у которого были бы равноправные взаимные отношения с Византией, и власти руководствовались бы взаимной выгодой. Выйти замуж за византийского царя означало бы подчинение Руси Византии. Ольга, зная, что крёстный отец по церковным порядкам не может жениться на своей крестнице, заявила императору о своём желании креститься, т.к. она язычница. И попросила императора Константина самого крестить её, скрыв от него, что она христианка и с ней был её духовник.

Получив такой коварный ответ, цесарь Константин воскликнул: «Перекрюкала ми еси Ольга», т.е. перехитрила.

Так Ольга нашла способ избавиться от нежелательного брака с Константином. Константин нарёк её «дочерью», дал ей дары, много золота, серебра, сосуды различные, проводил её домой с почётом. Киевская Русь не стала вассалом греческого императора.

Ольга была мудрой правительницей, повсюду оставляла следы попечительской мудрости. Она понимала, что для подъёма государства нужны материалы (сырьё), ресурсы, люди, организация труда, знания, как обустроить Русь. И всё это должно быть в комплексе. В государстве должен быть порядок. Христианская вера могла помочь подчинить народ власти. Принадлежность к христианской религии облегчила бы торговые связи с Византией, приобщила бы русский народ к письменности и обширной литературе. Болгария, принявшая христианство в 864 г., сделала большие успехи в экономике страны. Ряд других славянских земель тоже приняли христианство. В середине IX в. была изобретена славянская письменность Кириллом и Мефодием.

Церковь считает Ольгу начинательницей христианства на Руси. Ольга приняла крещение из рук императора и патриарха Константина, приняла имя Елена, в честь принявшей участие в крещении Елены, названной в честь императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. Крещение русской княжны происходило в храме святой Софии, в главном христианском святилище империи.

Елена означает «солнечная» в переводе с греческого. Взбудораживающая, одухотворяющая, притягивающая, привораживающая, сказочная, радость создающая, с большим внутренним обаянием, с личным взглядом на мир. Многие ради неё готовы на всё.

Софья означает премудрость с греческого. Натура глубокая и серьёзная, импульсивная. Высокое трудолюбие. Человек властный и самолюбивый, легко подчиняет окружающих своей власти. Гостеприимна, предана семье, мужу, детям. Смела, отважна.

Люди верили, что в имени предначертана судьба, просматривается деятельность. Смена имени говорит о стремлении обновить психику (сознание), изменить свою сущность.

Ольга (Елена) с чертами Софьи решила обустроить государство. Акт крещения возвысил её личный престиж и политический престиж Киевской Руси. При Ольге церковь в государстве стала соборной (главной).

Подворья в Киеве, Чернигове и других городах назывались улицами. Были кварталы (слово «квартал» греческое). За порядком россичей следил староста (консул по-гречески). Квартал защищался особой стеной. Городской епарх назывался префектом (по-гречески).

Степь занималась грабежом и нападала на русские города. Русь насыпала валы, ставила крепости.

Русское крестьянство селилось деревнями и сёлами.

Мудрость Ольги представлена на рис. 9.

Автор показывает «плохое взаимодействие», «сшибку» противоречивых, противоположный свойств объекта исследование волнистой линией, а мудрое решение стрелкой.

Ольга создала опорные пункты в Пскове, в Северном Причерноморье. Это были плацдармы.

Ольга сделала попытку ввести христианство, как охранительную государственную меру. При ней создавались эпические произведения, рассчитанные на запугивание народных масс и местной знати, показывающие трагическую обречённость тех, кто пытался не повиноваться власти, Киеву. Княжества должны были быть инструментом порабощения народных масс. Так требовали обстоятельства и дух времени, дух X века. Ольга соблюдала преемственность во внешней политике Руси, решая задачи по завоеванию пути к Каспию, расширяла Русь, укрепляла древнерусское государство. В состав Киевской Руси при Ольге входили древляне, дреговичи, пологане, поляне, северяне, радимичи, вятичи. Древляне назывались от своей лесной земли. Поляне назывались от своих чистых полей. Ольга направила посольство к радимичам, которые жили на границе с Русью и потребовала прекратить выплачивать дань хазарам, а платить Руси. Ольга подчинила себе восточно-славянское племя вятичей, находившихся под владычеством хазар. Русь расширялась к югу и востоку.

Умерла Ольга в 969 г. Она завещала не совершать по ней тризны.

Мудрость Святослава (966—972)

Святослав — сын Игоря и Ольги. В 20 лет стал управлять государством. Его называли великим полководцем, храбрым воином. В летописи воспевалась его доблесть, рыцарство и мудрость. Святослав стоял во главе Новгородского войска. Внешне Святослав выглядел так: голова у него была совершенно голая, с одной стороны свисал клок волос — признак знатного рода. Крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные. Выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга. Святослав был умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, курносый, без бороды, с густыми усами. Легко ходил в походы. В поход ходил без обоза, не брал котлов. Мясо жарили на углях. его войско быстро продвигалось. Святослав не спал у шатра, а спал с седлом в голове. Святослав был спартанцем, привыкшим к суровому походному быту. Он пренебрегал жизненными удобствами.

К противнику Святослав проявлял благородство и заранее оповещал со словами: «Хочу на вас идти».

Перед сражением Святослав всегда напутствовал своих воинов, произносил перед ними речь, вдохновлял их, говорил о том, что предки завещали проявлять мужество в ратных делах.

Святослав отверг просьбу матери Ольги принять христианство и остался язычником, сохранил верность своей языческой дружине. Он понимал, что вопрос о крещении всей Руси был ещё преждевременным, что за крещением последует вассалитет по отношению к Византии, и Русь может потерять самостоятельность, независимость и будет во всём подчиняться Византии. Святослав же проводил антивизантийскую политику, стремился обеспечить безопасность сбора дани, безопасность торговых путей из Руси на Восток, стремился создать мирный торговый плацдарм на побережье Чёрного моря. Путь на Волге контролировали вассалы Хазарии — волжские булгары. Нужно было защититься от волжских булгар и хазаров.

Святослав был очень сильным, великим князем, неудобным для Византии. Святослав не был безрассудным авантюристом, бродившим где попало. Он прошёл походами 8000—8500 км. Воевал в Волжской Булгарии, Хазарии, у Каспийского моря, в печенежских степях, в Болгарии, в Византии. Походы Святослава на Оку и Волгу, в землю вятичей и на Хазарию в 964—966 гг. позволили разгромить Хазарию, оказать военное давление на Византию (на крымские и причерноморские владения), овладеть районом Приазовья и Нижнего Поволжья, отвоевать у Болгарии Нижнее Подунавье. Святослав воевал в земле племени буртасов. Он победил хазарского хана Кагана, взял г. Итиль, расположенный в устье Волги, и древнюю столицу Хазарского каганата — Семендер на Каспийском море, покорил ряд народов Северного Кавказа (ясов-осетин и касогов-адыгейцев), не раз воевал с печенегами. Походы Святослава были жизненно важными для Руси.

Русь могла расширить свою территорию за счёт литовско-латышских племён, Прибалтики и многочисленных финно-угорских племён северо-востока Европы. И Святослав покорял эти племена. Покорил он кривичей (названы так по древнему литовскому богу Кривс-Кривейтс). В 966 г. Святослав победил вятичей.

Деятельность Святослава надо рассматривать на широком историческом фоне. Его деятельность отличается крупными масштабами, смелостью решения, ясным и глубоким пониманием государственных интересов Руси. Он видел будущее и приближал его.

Если Олег заботился прежде всего о личной наживе, войны начинал ради захвата богатых городов, пренебрегал интересами народа, то Святослав руководствовался государственными интересами. Святослав остался в памяти потомков как великий князь, заботившийся о Руси. Все действия Святослава были направлены на укрепление Руси.

Чтобы пробиться на Восток, Руси необходимо были сокрушить Хазарский каганат. Хазария угрожала византийским владениям в Крыму. Хазария в 20-е годы X века приняла иудаизм и Византия была идеологическим противником, противостояла Хазарии. Византия стремилась столкнуть между собой Болгарию и Русь, направить Русь против своих врагов в Закавказье, Хазарии.

Византии не нужна была сильная Русь и опасные соседи в лице Болгарии, Хазарии.

В 967 г. Святослав совершает поход на Византию и заключает два договора: один официальный, второй — тайный. Другими словами, договор состоял из двух частей: писаного документа и устной договорённости.

По официальному договору Русь и Византия восстанавливали мирные отношения, нарушенные из-за Херсонеса. Византия возобновила выплату дани Руси. Русь отказывалась от своих притязаний в Крыму. Византия обязалась соблюдать нейтралитет во время русского похода на Дунай.

По устной договорённости Русь должна была овладеть Переяславцем, и сесть княжить в Переяславце, получая дань от Византии. Святослав обещал передать грекам Доростол, освободить пленников и уйти из Болгарии. Греки обещали предоставить Святославу возможность покинуть на своих судах Доростол, не атаковать русских, предоставить на обратную дорогу хлеб. Святослав просил греков направить своих послов к печенегам и договориться, чтобы печенеги пропустили русское войско на родину. Договор с Византией означал отказ от балканской политики. Русь становилась союзником Византии. Византия признавала за Русью Приднепровское устье, территории в Северном Причерноморье, завоевания в Поволжье, Приазовье.

Византия давала согласие на перенос резиденции Святослава из Киева в Переяславец. Святослав с лета 967 г. по лето 968 г. оставался в Переяславце на Дунае, который считал центром русской земли. Это был шаг большой государственной важности. Святослав овладел Нижним Подунавьем, ключом в транзитной торговле с государствами Восточной Европы. Мудрость Святослава представлена на рис. 10.

Святославу не нужна была Болгария. Ему нужен был г. Переяславец, т.е. только тот район, через который проходили торговые пути руссов. Но мисяне (болгарское племя) стали переходить на сторону византийского императора. Святослав решил поставить царём в Болгарии Бориса — своего союзника. Святослав жестоко расправился с мисянами, разрушил их города, собрал 300 человек богатых мисян, переметнувшихся на сторону византийского императора, и приказал всем отрубить головы.

Византия плела интриги. Когда Святослав был в Переяславце, в Киеве оставались его мать Ольга с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром. Печенеги пришли в Киев и заперли Ольгу с внуками. Святослав с дружиной срочно вернулся в Киев и освободил семью.

Святослав закончил походы на Таманском полуострове. Города Серкес (Белая Вежа) на Дону, Тьмутаракань, Керчь стали русскими городами в Крыму.

При Святославе Русь заняла видное положение в Европе, Русь приблизилась к границам Византийской империи, заключила с Византией договор о мире. Русь достигла особенной силы.

Святослав при жизни ввёл обычай давать сыновьям уделы, чтобы Русь держалась сыновьями. Святослав посадил Ярополка в Киев (972—980), Олега на землю древлян, Владимира — в Новгороде (980—1015).

Варяг Свенейдом разжигал вражду между сыновьями Святослава. Ярополк стал воевать с Олегом и убил его. Побочный сын Святослава от ключницы княгини Ольги, гречанки Малуши, ставшей наложницей Святослава, Владимир стал воевать с Ярополком. По указанию Владимира варяги убили Ярополка.

Святослав был убит печенегами весной 972 г. Печенеги напали на Святослава на днепровских порогах. Ему было 30 лет, когда он погиб. Печенеги потешались над телом Святослава. Хан Куря из черепа убитого князя Святослава сделал чашу, открывал его лоб и пил из этой чаши.

Потомки помнят Святослава, ценят его мудрость, полководческий талант.

Мудрость Владимира (980—1015)

Его называли великим, святым, Владимиром Красное Солнышко, мудрым, защитником Руси.

В конце X — начале XI вв. Русь вступила в полосу завершения распада родоплеменного строя. Рождалась новая социальная организация, основанная на территориальных связях.

Языческая религия восточных славян позволила передать опыт прошлых поколений. Болгария приняла христианство на 120 лет раньше Руси. На основе одного из диалектов древне-болгарского языка возник старославянский (или церковно-славянский) язык — язык культа и религиозной литературы. Создание славянской азбуки связано с именами византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX в. был создан глаголический алфавит.

На рубеже IX—X вв. на территории Первого Болгарского царства на основе синтеза греческого письма и элементов глаголицы, удачно передающих особенности славянских языков, возникла азбука «кириллица» — более лёгкий и удобный алфавит, который вытеснил глаголицу, став единственным у южных и восточных славян.

Письменность обеспечила качественный скачок в развитии культуры Руси. В XI в. на Руси были библиотеки. Известно, что «История Иудейской войны» Иосифа Флавия была известна в русском переводе под названием «Повесть о разорении Иерусалима». Письменность явилась важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.

Владимир был хозяином в Новгородской земле. В 980 г. Владимир, собрав огромную рать, пошёл на своего брата Ярополка, княжившего в Киеве, вошёл в Киев и вынудил Ярополка бежать. По дороге в Киев Владимир покоряет Полоцк, убивает отца и двух братьев князя, и берёт себе в жёны дочь убитого полоцкого князя Рогнеду, которая ранее отказала Владимиру в своей руке. Владимир взял Рогнеду, полоцкую княжну, как военный трофей.

Вокняжившись в Киеве, Владимир произвёл языческую реформу.

В 988 г. Владимир сам крестился и принял имя Василий.

Владимир стал сам творить свою дорогу. Он крестил своих бояр, крестил всех русских, загоняя людей в реку, как стадо. Русь стала христианской. Владимир внедрял новую веру силой. В 988 г. состоялось крещение Руси. Языческие культы были запрещены. Христианство вобрало в себя языческие культы, приспособило языческих богов к своим целям.

Перун превратился в святого Илью Пророка;
Велес стал святым Власием (покровителем скота);
Хорс (бог Солнца) стал Егорием;
Иван Креститель слился с купальскими языческими обрядами;
Мокошь стала Параскевой Пятницей;
Святые Модест, Власий, Георгий стали покровителями скота;
Сварог (покровитель кузнецов) стал отмечаться как святые Кузьма и Демьян;
праздник Ярилы стал всеславянским заговением.

Древние славянские боги продолжили своё существование под именами святых.

Язычество — комплекс первобытных воззрений, верований и культов, отражающих зависимость людей от окружающих природных условий, это вера в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок, берегинь и т.д.), это почитание земли, воды, огня, растений, животных. У каждого племени были свои боги-покровители, свои культы. Объединение племён обуславливало необходимость единых культов.

Первым государственным делом Владимира было изгнание из Киева варягов-наёмников.

Вторым государственным делом было установление языческого культа шести богов во главе с Перуном — богом грозы и молнии в виде деревянных статуй, которые он поставил рядом со своим теремом (единый пантеон наиболее почитаемых богов).

Третьим шагом явился запрет язычества и крещение Руси, т.е. придание религии общегосударственного характера.

Печенеги нападали на Русь, сжигали сёла, уничтожали поля, угоняли население в рабство. Князь Владимир возглавил оборону Руси от печенегов и стал народным героем. Христианские миссионеры принесли новые имена для старых богов, несколько иную обрядность и отточенную идею божественного происхождения власти, необходимости покорности её представителям, использовали языческие представления о загробном мире. Церковь создавала архитектурные ансамбли городов. Христианство стало новым идеологическим обеспечением в Руси. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, идеей посмертного воздаяния, второй жизни после смерит, было новым словом жизни на Руси. Вера в Христа, вера в возможность осуществления на земле Божьего идеала, чтобы на земле не было зла, обрела сторонников на Руси.

Люди стали верить, что «гражданин» Царства Божьего получит вечную жизнь, что существует рай для добрых и ад для злых. Христос проповедовал людям Евангелие — весть о том, что человек, вернувшийся к Богу, обретает потерянное счастье. Слово «Евангелие» греческое и означает «Радостная весть». Определены правила жизни, уроки, притчи и правила установления Царства Божьего. Гражданам предлагается жить по принципам, изложенным Иисусом в Нагорной проповеди. Иисус по-еврейски значить «Господь спасёт». Люди стали верить, что Господь может спасти от грехов. Народ, живущий во тьме, увидел свет, стали цениться добрые дела, стали стремиться к праведности.

Жизнь с верой в Бога давала возможность полагаться на Бога во всех помыслах и поступках. Христиане живут верой в Божьи обетования (обещания). Люди стали обретать смысл жизни, а это было залогом изменений Руси. Были и другие религии (например, иудаизм). Но русы выбрали христианство, борьбу духов добра с духами зла.

Во главе церкви стал Киевский митрополит, назначенный из Константинополя или назначенный самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. Епископы ведали церковными делами в епархии, а в городах ведали церковными делами священники (попы) и помощники священников (дьяконы). Служба в церкви велась ежедневно три раза в день (заутреня, обедня, вечерня). В праздничные дни — ночные моления (всенощные). Пышность богослужения воздействовала на умы людей.

Христианство широко использовало первобытную магию. Когда священник кропит пол «святой водой», то этот ритуал ничем не отличается от действий первобытного жреца, пытавшегося таким же магическим путём упросить небеса окропить поля настоящим дождём. Идолопоклонство сохранилось в виде почитания икон, особенно «чудотворных», и по сей день.

Одухотворение природы, деление её на доброе и злое — это очень древние представления, возникшие ещё в каменном веке. «Упыри» (вампиры, оборотни) олицетворяли зло. Против «упырей» применяли разные заговоры, носили амулеты — обереги. Люди верили, что знаки добра отгоняют духов зла. К числу таких символов относились изображения Солнца, огня, воды, растения, цветка. Добрые духи, помогающие человеку, назывались «берегинями».

Язычество и христианство в равной мере основаны на вере в сверхъестественные силы, управляемые миром. Основа христианского монотеизма — вера в единого верховного бога. Это было уже прогрессом (вместо множества языческих богов стал один Бог). Правила жизни, изложенные Иисусом в Нагорной проповеди, стали нормой жизни.

Принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Византия являлась наследницей античной Греции и сохранила значительную часть её культурного богатства. Красота всегда привлекала русское сердце. Сразу же после введения христианства Владимир приказал отдавать на крестное учение детей аристократии, положил начало народному просвещению (открыл училища).

Монастыри при Владимире были крупными землевладельцами (феодалами). В монастырях были люди, отрекшиеся от семьи, от обычной жизни. Они создавали добровольное братство людей, посвятивших себя служению Богу.

Владимир многое сделал для развития государственного начала на Руси, для подъёма национального самосознания. Он понял внутреннюю потребность общества Руси, готовность к восприятию достижений более высокоразвитой Византийской культуры, естественное стремление человека к совершенствованию бытия.

Схема мудрого решения Владимира приведена на рис. 11.

Единая административная система позволила сплотить все земли славян под властью киевских великих князей.

И когда сын Владимира Ярослав отказался подчиняться Киеву, то раздражённый Владимир велел готовить войско в поход на Новгород, чтобы наказать Ярослава. Ярослав обратился к варягам за помощью. Но «небо» отвратило войну.

Единое государство включало самостоятельные земли (княжества), но сохраняло элементы политического единства.

Идеи единства и величия Руси, служения Родине отразились в былинах. Образы героев-богатырей Добрыни Никитича (прототипом был дядя Владимира Святославича, воевода Добрыня), воина Ильи Муромца, Микулы Селяниновича (крестьянина-пахаря) вдохновляли народ на борьбу с захватчиками.

Слабость незащищённых разрозненных земель ослабляла Русь. Нужно было закрыться от Степи с востока и с юга. Раздав земли своим сыновьям, Владимир делил не землю, а власть над землями с учётом государственных интересов.

Из 12 сыновей в междоусобной борьбе уцелели лишь четверо. Владимир резко осуждал княжеские раздоры, призывал прокладывать между городами дороги, создавать оборонительные линии. Владимир послала дружину с войском под началом Бориса в Дикое Поле, чтобы укротить печенегов. Владимир совершил походы на Польшу, на Вятичей, на Литву, на радимичей, на болгар, на хорватов, в Закарпатье. Владимир расширил и упрочил Русь как государство всех восточных славян, взял Херсонес и стал диктовать свои условия Византии.

Владимир хотел породниться с императорским домом Византийской империи, задумал жениться на царевне Византии.

Ни о каком вассалитете речи не могло быть. Русь оставалась независимой державой и стремилась объединить все славянские племена. Объединение славян в один суперсоюз позволило защититься от Степи.

Хазары, печенеги, половцы, торки и другие кочевые племена Степи искали свободные земли, чтобы пасти скотину. Они совершали набеги на Русь, грабили. Избавиться от кочевников удавалось, убив их или сделав оседлыми. Степняки, жившие оседло, обучались возделывать землю, обрусели и усилили Русь.

Следуя учению христианства, Владимир в конце жизни простил Святополка, который по наущению своего тестя, польского короля Болеслава, много принёс вреда Владимиру, пытался отколоться от Руси.

Христиане верили, что Сын Божий Иисус Христос добровольно принял страдания на кресте ради искупления грехов человечества. Иисус Христос — второе лицо Троицы (Бог-отец, Бог-сын, Святой Дух). Верил в это и князь Владимир.

Мудрость Ярослава (1015—1017, 1019—1054)

Ярослав подписывался: «великий князь и царь». Его называли великим, мудрым монархом, великим князем Руси.

Ярослава Владимирича титуловали на римско-греческий лад кесарем, царём, великим каганом на степной лад. Ярослав княжил в Новгороде, который называли «господином Великим». Княжение в Новгороде считалось наилучшим после Киева. Ярослав в детстве охромел и его потом дразнили «хромцом». Женился Ярослав на дочери шведского короля Олофа (в крещении Ирине), которая получила от него в дар Старую Ладогу.

Ярослав сулили Новгороду поставить его выше других городов Руси, освободить от платежа Киеву ежегодной дани и готов был начать войну с родным отцом, нанял варягов из Швеции себе на службу.

Когда умер Владимир, его отец, Ярослав пошёл на Киев. Ярослав не хотел оказаться под рукой младшего брата Бориса, который мог сесть на киевский стол.

Ярослав собрал трёхтысячную дружину и решил оказать сопротивление Святополку («окаянному») и победил его. Святополка называли «дурным». Он убил братьев Бориса, Глеба, Святослава. Его отец за дурные дела лишил Святополка княжения в Киеве. Святополк озлобился и решил убить всех соперников. Во время смерти Святослава Святополк был в Киеве и воспользовавшись моментом, хотел сесть на киевский стол. Святополк повернул Русь на протоптанную другими дорогу зла, дорогу убийств. Он нанимает двух варягов и они убивают князя Бориса. Отрубленную голову молодого князя преподнёс Ярославу. Князя Глеба убивает на корабле под Смоленском. Его зарезал собственный повар, подкупленный Святополком. Глеб был убит за Северной Двиной при сборе дани. Был убит Святослав, бежавший из Смоленска в Венгрию. От Мстислава Святополк защитился Степью, завязав союз с печенегами.

Святополк боялся Ярослава. Спор между Ярославом и Святополком решался на поле битвы. Сначала Ярослав побеждает Святополка и Святополк бежит к родственнику в Польшу. Дочь Ярослава была замужем за Болеславом храбрым. Ляхи (поляки) надеялись поживиться на русских усобицах. Болеслав засылает послов к печенегам и Степь поднялась против Ярослава. В свою очередь Ярослав заключает союз с Генрихом Вторым, императором Священной Римской империи германской нации против Польши, но Генрих Второй решил помириться с Польшей и натравил Польшу на Ярослава. В 1017 г. Болеслав сажает Святополка на киевский стол. Теперь Ярослав бежит в Новгород, Швецию, где собирает войско. Снова нападает на Киев, выгоняет Святополка.

Святополк умер где-то в Диком поле, исчез, земля его приняла. Небо наказало его через совесть. Он заболел манией преследования. Святополк не раскаялся и зло наказало его.

Широта русской мысли не могла ограничиться одним направлением «окаиниться». Требовалось второе, обратное направление: «раскаиниться». Окаиваться — раскаиваться.

Ярослав сам назначил главу русской церкви митрополита Иллариона без ведома Константинопольского патриарха. Это было новшество.

Ярослав приобрёл оружием новые земли для Руси, возвратил утраченные земли. При Ярославе не раз были биты печенеги, которые желали поработить Русь себе на потребу.

Ярослав сделал много добра: строил храмы, построил город и дал ему своё русское имя, построил крепость, которой дал своё крёстное имя (Юрьев). Создал школу в Новгороде для детей и духовных лиц, где обучение велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения, счёту. Ярослав украсил столицу Руси Киев, взяв за образец столицу Византии Царьград. В Киеве в 1037 г. строятся Золотые Ворота, грандиозный Софийский собор, отделанный мрамором, мозаикой и великолепными фресками. В городах строятся церковные комплексы — образцы мудрости и мастерства.

Щедрость правителя есть признак государственного ума или расчёта.

Сыновья Ярослава: Изяслав, Святослав, Всеволод (любимый сын), Вячеслав, Игорь.

Ярослав разместил своих сыновей в разных землях. При жизни Ярослав никого преемником не объявил.

Умер Ярослав в 1054 г., в городе Вышгороде вблизи Киева на 76 году жизни. Ярослав завещал Новгороду в князья своего старшего сына Изяслава, Чернигову — Святослава, Переяславлю — Всеволода.

Браки совершались по государственному расчёту. Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира, которая не могла разродиться сыном и для лечения выписали лекаря-еврея Соломона, соблюдавшего закон Моисея.

Дочь Ярослава Мудрого Анна стала женой короля Франции Генриха Первого. Анна привезла во Францию рукопись древнерусского Евангелия. После смерти Генриха в малолетство своего сына Анна управляла Францией.

Король венгров Андрей добился руки другой дочери Ярослава Анастасии. Дядя норвежского короля Магнуса, норвежский принц Гарольд добился сердца дочери Ярослава Елизаветы. Правители других стран стремились породниться с Ярославом Мудрым.

Греческая царевна Анна, дочь базилевса Константина Девятого (Мономаха), самовластного властелина Византии, вышла замуж за сына Ярослава Всеволода.

Император Германской империи говорил Ярославу Мудрому:

«Твоё величество совершенно единственное в мире и неподражаемое дело. Все в Европе собирали законы былой Римской империи и клали их в основу своих законов. Ты собрал законы твоего народа, не внёс и слова чужих законов, поэтому твои законы легче исполнить, чем наши».

В 1056 г. собрался совет князей Руси, на котором решили посадить Ростислава Владимирича на стол во Владимир — на Волынь вместо умершего князя Вячеслава. Ростислав обладал признаками государственного ума. Дядья поставили изгоя Ростислава в один ряд с собой. Изгоями называли родовичей, которые почему-либо отрезались от рода (по своему ли желанию уходившие из рода или изгонялись за проступки). Они уподоблялись птице, лишившейся пера и пуха. «Гоить» — значило ощипывать птицу. «Изгоями» называли людей, честь которым не шла по отцу. Ростислав был изгоем, но был похож на богатыря Мстислава, княжившего в 1026—1036 гг. в Тьмутаракани совместно с Ярославом, имел щедрость правителя, был благоразумен, его хвалили за ум.

Появление князя Ростислава в Тьмутаракани было интересным происшествием. Мстислав не показал себя добрым, отличался жестокостью, требовал от Ярослава доли в отцовском наследии и добился власти над левобережьем Днепра в 1026 г. В 1036 г. Мстислав на охоте заболел и вскоре скончался в Чернигове. После смерти Мстислава князь Ярослав стал заботиться о восточных и южных рубежах Руси.

При Ярославе Мудром в Киеве жили евреи. Была улица, заселённая евреями, а ближайшие к ним ворота назывались иудейскими. Известного лекаря Соломона, лечившего жену Изяслава, любили повсюду, встречали как доброго человека. За труд Соломон брал немного и отказывался, когда иной от радости хотел ему лишнее дать. Соломон всем помогал, не рядясь о деньгах, а неимущим сам помогал не только наукой своей, но и деньгами. За то слыл бессеребреником. Соломон был известен так, что встречал друзей везде, стоило ему лишь назваться. Соломон ездил повсюду, оказывая людям помощь.

Мудрость Владимира Мономаха (1113—1125)

Родился Владимир в 1053 г. Матерью была Мария, дочь Константина IX Мономаха.

В крещении Владимиру дали имя Василий. Судьба назначила Владимиру Мономаху преобразить Русь.

Владимира Мономаха считают талантливым государственным деятелем, полководцем. Он был наделён сильным характером, властным, крутым нравом. Энергичный, деятельный, умный, хитрый князь покорял всех.

Власть его простиралась на все земли, заселённые древнерусской народностью. В 1113 г. жил Нестор-летописец, автор «Повести временных лет», написавший повесть в Киево-Печерском монастыре. Владимир Мономах представляет для нас интерес не только своей мудростью, но и как деятель, отличившийся постановкой проблем, требовавших разрешения. Роль Владимира Мономаха в истории Руси велика.

Русское средневековье IX—XVII вв. отличалось низким уровнем и замедленными темпами развития производительных сил. Господствовали традиции, обычаи, их нужно было точно и неукоснительно соблюдать. Считалось, что в мире ничего не меняется, всё повторяется, движение совершается по замкнутому кругу. Консерватизм был велик. Средневековое мышление сводилось к подчинению человека властям, традиция, догматам, религии. С начала XII в. в истории Руси наступает период феодальной раздробленности. Единое государство распадается на самостоятельные земли и княжества.

Единая христианская церковь уже делилась на Западную и Восточную.

Последователи Магомета с VII в. распространяли свой закон ислама медленно, но настойчиво, воинственные заветы пророка и блаженство рая, обещанное храбрым, приходилось по душе многим.

В конце XI в. и первой трети XII в., т.е. при Владимире Мономахе, Русь не могла существовать в том виде, в каком она была при Ярославе. Династические связи разрушали единство Руси. Упрочение внутренних связей земель требовало значительных усилий и затрат и было нелёгким делом. Форма единой автократической империи изжила себя. Не было соответствия надстройки базису. Нужно было уменьшить масштабы государства, создать наряду с Киевской Русью ещё ряд союзов племён. Феодальная раздробленность Руси не позволяла разрушить династические связи. Владимир Мономах не мог отделить Новгород.

Всю свою неукротимую энергию, ум, несомненный талант полководца Владимир Мономах направил на сплочение славян в единый союз-государство, способное дать отпор любому врагу и не дать возможности государству развалиться. Он держал всех князей в повиновении.

Киевская Русь занимала важное географическое положение: через её территорию пролегали транзитные торговые пути, связывающие Северную Европу с Византией и Западную Европу со странами Востока. Наиболее многогранными были культурные связи с Византией, особенно усилившиеся после принятия Русью христианства с конца X в. до середины XII в.

С середины XI в. на Русь проникают отдельные элементы романского стиля. Особенно ярко это проявилось в декоре владимиро-суздальских храмов.

Власть Владимира Мономаха простиралась на всю Русь. Новгород, Смоленск, Ростов князь Владимир держал своими сыновьями с 1078 по 1084 г. Владимир Мономах княжил в Чернигове. Он был изгоем, сыном младшего из Ярославичей, Всеволода. В последние годы жизни Всеволода Ярославича, Владимир, как любимый сын, состоял при больном отце и фактически управлял государством. После смерти Всеволода в 1093 г. боярство недовольное Владимиром, передало киевский стол бездарному Святополку (по старшинству). Спустя 20 лет Владимир Мономах встал на киевский великокняжеский стол. В 1113 г. Киевское боярство пригласило в обход княжеского династического старшинства на киевский стол Владимира Мономаха.

В 1113 г. в Киеве разгорелось народное восстание. Стали грабить дома евреев. На Руси акты разбоя всегда были способом перераспределения богатств. Евреев-ростовщиков считали хитрыми, обманщиками, думающими только о золоте. Киевское боярство обратилось к Владимиру Мономаху взять власть в Киеве. Владимир Мономах в это время княжил в Переяславле Русском (Переяславле Хмельницком).

Владимир носил третье имя Мономах. Оно досталось ему по деду с материнской стороны. Отец матери был базилевс Константин по прозвищу Мономах. Владимир Мономах был внуком шведской принцессы, деверем германского императора. Женат был на Гите, дочери английского короля Гаральда.

В. Н. Татищев писал, что Владимир Мономах «лицом был красив, очи велики, власы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая, ростом не весьма велик, но крепкий телом и силён».

У него было 12 сыновей. Оставили след в истории Мстислав, Изяслав, Роман, Юрий, Рослав, Ярополк, Вячеслав, Андрей, Глеб, Святослав. Все они были наместниками.

«Шапка Мономаха» стала символом русского самодержавия. Ею короновались все русские цари.

Владимир Мономах совершил 83 похода по Руси, по степям, по Европе. Он не раз побеждал половцев и они на время перестали угрожать Руси.

Имя Владимир по старому русскому смыслу означает «властительный».

«Властители должны служить народу, прислушиваться к его растущим потребностям и запросам, удовлетворять этим потребностям, прокладывать народу историческую дорогу вперёд», — писал К. Д. Ушинский. Правители должны предвидеть события, остерегаться торопить события, которые не поддаются расчёту. Безопаснее, когда время ответит.

Сын Владимира Мономаха Мстислав, женатый на шведской принцессе Христине, дочери короля Инга Сенткимсона, а вторым браком — на новгородской боярышне, дочери посадника, не удержал Русь единой и в 1132 г. все княжества Руси вышли из повиновения Киеву, начали жить самостоятельно. Образовались полтора десятка суверенных государств. Распалась древнерусская народность, объединявшая славян, говорящих на одном языке. Это было высокоразвитое этническое образование, единое государство, единый русский народ. Русь держалась доброй волей племён, а когда это стремление исчезло, Русь распалась, не стала единой.

С развалом Киевской Руси начались кровопролитные войны за расширение земель, междоусобицы князей. Это были бессмысленные с общенародной точки зрения войны, которые ослабили Русь.

Исторический процесс обязывает взглянуть на явление шире.

Владимир Мономах предотвращал княжеские раздоры, сохраняя единство Руси в условиях феодальной раздробленности. Он призывал князей руководствоваться в своей деятельности общегосударственными интересами, а не личными и семейными, призывал жить в мире с другими князьями, призывал беспрекословно подчиняться «старейшему», не притеснять младших, избегать ненужного кровопролития, выступал за единство действий против внешних врагов. Он своим примером показал, что надо прощать врагов и отказался мстить своему давнему врагу и убийце сына князю Олегу Святославичу Черниговскому. Для него важно было торжество государственного долга над личными чувствами. Это и есть мудрость.

Прошлое даёт пищу для ума. Нельзя забывать уроки прошлого. Развал Киевской Руси повлёк нашествие на русскую землю несметных полчищ татаро-монголов и отбросил Русь назад и потребовались большие усилия, чтобы наладить жизнь.

Автор видит аналогии с развалом СССР. Появилась возможность раскрыть творчество народов полнее на основе демократизации, народы обрели свободу, национальную независимость, но мира гармонии нет. Люди тысячи лет изобретали способы предвидения, размышляли о том, что может сделать такой-то сосед, если я не сделаю то-то, или сделаю то-то, засылали лазутчиков (шпионов), чтобы вызнать; будущее старались вызнать наукой. Но никто из философов не предвидел развала СССР. Философие — это любомудрие.

История не имеет сослагательного наклонения. Развитие цивилизации идёт по закону в направлении мира гармонии на земле, «Божественного проекта». Предвидеть позволяет только мудрость.

«Закон не есть выражение его произвола, но выражение исторической необходимости общества» (К. Д. Ушинский, 1824—1870).

Историческая необходимость выдвигает настойчивые требования проводить различные улучшения, преобразования, реформы исходя из цели построения мира гармонии, системно, включая материалы, ресурсы, организацию, технологию, труд и новые знания, возвышая свой дух ввысь. Идеи двигают человечество вперёд. Вклад человека в развитие цивилизации оценивается по шагам к реализации «Божественного проекта» — мира гармонии, которые не удаётся опровергнуть никому.

Мудрость Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского

Юрий Долгорукий — сын Владимира Мономаха, прозванный за неуёмную тягу к далёким чужим владениям.

Андрей Юрьевич Боголюбский, добивавшийся единодержавия, прозванный за его ум вторым Соломоном — это один из мудрейших князей российских в рассуждениях и политике.

Всеволод Большое Гнездо был нетороплив, но настойчив в достижении своих целей. Он искусной интригой посеял рознь между Рюриком Ростиславичем (правнуком Владимира Мономаха) и его сыном Ростиславом и предотвратил возможность союза южных Мономаховичей с черниговскими Ольговичами против северных Мономаховичей. Всеволод не был охоч до разрешения спора оружием и прежде, чем пустить в ход крайнее средство, искал пути более гибкие. Всеволод широко раздвинул границы своего политического влияния. У Всеволода было шестеро сыновей. Старший сын Константин княжил в Ростове. Его называли «мудрым». Он первым из Юрьевичей догадался, что старейшинство в наследственном праве только тогда старейшинство, когда не дробится княжение. Константин попросил у отца Владимир и Ростов, предполагая соединить власть в одних руках, соединить и владимирских «новых» людей и оппозиционное княжеской власти ростовское боярство. Это позволило дать перевес Константину над всеми братьями.

Но Всеволод не понял старшего сына. В 1216 г. произошла битва и в выигрыше оказался князь Константин, который стал обладателем Владимира и Ростова, чего он и раньше добивался от своего отца. Константин Всеволодович был великий охотник до чтения книг, принимал участие в летописании, строительстве и украшении городов.

В 1206 г. на реке Ононе собрались вожди кочевых племён и на курултае провозгласили своим верховным ханом Темучина — одного из удачливых степных вожаков и нарекли его Чингис-ханом. Он силой объединил под своей рукой всех монголов и создал войско, которому в XII и XIII вв. не было равных в Европе. Жестокостью, хитростью, личной храбростью превосходя других, Чингисхан добился полного повиновения всех народов, находящихся под его властью. Кто не сгибался, тот был сломлен. И народы гнулись перед силой.

Великая китайская стена охраняла китайцев от набегов Чингисхана.

Чингисхан принадлежал к монголо-тюркскому племени. Многие кочевые племена тюркского происхождения носили общее название «татары».

Половцы «просветили» Чингисхана и он взял на вооружение принцип «разделяй и бей поодиночке».

Война состоит не только из военных действий. Войне предшествуют дипломатические манёвры, которые иной раз резко изменяют соотношение сил. И Чингисхан (умер в 1227 г.) и Батый, его внук, умело использовали дипломатию. Папа Римский побуждал русский князей обратиться в католичество и в то же время в своих посланиях звал в крестовый поход на Русь шведского ярла Биргера, зятя короля.

В 1236 г. в Новгороде княжил Александр Ярославич, внук Всеволода. Он готовил оборону Новгорода и стоял во главе новгородских и псковских полков.

В 1237 г. Батый двинулся на Русь с целью покорить все славянские земли.

В 1240 г. на Псков и Новгород двинулись крестовым походом шведы, а за ними немецкие рыцари. Литовские князья ждали своего часа. Шведские корабли крестоносцев появились на Неве, когда тумены чингизидов стягивались к реке Роси под Киевом. Узнав о вторжении шведов, Александр поспешил к ним навстречу на Неву. 15 июля в битве на Неве ярл Биргер потерпел сокрушительное поражение. Александр Ярославич был наречён Невским.

Едва отбили шведов, как явились рыцари тевтонского ордена с благословения римского папы. Рыцари-католики подступили к Пскову и осадили город. Изменники открыли им ворота города.

Александр Невский разгромил и рыцарей тевтонского ордена.

Нет ничего выше и занимательнее, чем победа, добытая мудростью.

Мудрость Александра Невского представлена на рис. 12. Воины (немецкие рыцари) по первому зову властелина вставали в строй и принимали участие в военных походах. Рыцарь-землевладелец выступал на коне в окружении своих военных слуг.

Построенные глубокой стеной русские пешие войска стали приманкой для неповоротливых рыцарей. Часть русского войска, выдвинутая вперёд, сдерживала противника. Другая часть находилась в засаде, и дождавшись своего времени и случая, ударила врагов.

Русская конница стояла станом за оврагами и дебрями. Рыцари тевтонского ордена проиграли битву. Блистательный замысел Александра Невского, тактический приём, выполненный с глубоким расчётом, позволили Александру Невскому одержать победу над сильным противником. Погибло 500 рыцарей. Во все учебники эта битва вошла под названием «Ледовое побоище».

Александр Невский много сил вложил в защиту Руси от врагов. Нигде и ни в чём он не проявлял горячности. Мы не обнаружим в его характере проявлений эгоизма, склонности к авантюризму. Эти качества входят в психический склад русского народа.

Татарское нашествие 1237—1241 гг., иноземное иго затормозили естественный ход русского исторического процесса по объединению славян. Киевское боярство пыталось ввести систему дуумвирата. Так, соправителями были Изяслав Мстиславич и его дядя Вячеслав Владимирич, Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславич. Смысл дуумвирата в том, что одновременно приглашались представители двух враждующих княжеских ветвей и тем самым устранялись усобицы, в походы выступали совместно, переписку вели согласованно. Но это были полумеры, хотя и мудрые решения.

Великий князь Иван Данилович Калита (1328—1341) в 1332 г. был поставлен Ордой над всеми князьями собирать дань. Он сел на великокняжеский стол. Его прозвали «мешок с деньгами» (прозвище «калита»). Иоанн (Иван) Данилович раздавал деньги бедным.

Его считали премудрым, лукавым и жестоким князем. Внешне Иван Калита выражал полную покорность ордынскому хану (чтобы выжить, нужно было прогибаться), но одновременно создавал материальные предпосылки для усиления Москвы и возвышения над соседскими князьями. Русь копила силы для возрождения, для освобождения от ига. Умер Иван Калита в 1341 г. Заслуга его в том, что он сделал многое для того, чтобы на русской земле не появлялись ордынские войска.

Время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, такой как Иван Калита, способной понять ордынскую политику, найти её слабые стороны и нейтрализовать её губительное действие.

Орде для пополнения своей казны нужна была Русь слабая, разрозненная, нужно было, чтобы князья-данники были способны регулярно давать всё возрастающую дань. Орда держала Русь в повиновении и черпала из неё доходы. Русские княжества были поставлены в постоянную зависимость от Орды. Орда не могла допустить резкого усиления одного князя за счёт другого. И приглашали в Орду единовременно двух князей для разбора проблемы, стравливали князей, убирали ненужного. Так Орде удавалось направлять Русь в нужное русло. Пригласили в Орду и Александра Невского. Александр Невский искал спокойствия своему отечеству, но сильный князь был опасен Орде, а единство Руси было прямой угрозой владычеству Орды. Князь Александр Невский умер при загадочных обстоятельствах на обратном пути. Его отравили. Смерть его была похожа на смерть отца Ярослава Всеволодовича. Был выбран момент для устранения сильного князя, великого полководца, блистательного дипломата, которому удавалось нейтрализовать Орду. Убив Александра Невского, Орда сразу же привела в действие политику сталкивания претендентов на великокняжеский стол.

Установление контроля над огромной страной требовало от Орды активизации дипломатических и военных действий. Требовалось применять принцип «разделяй и властвуй» более активно.

Старейший сын Ивана Калиты Симеон получил у хана Узбека ярлык на великое Владимирское княжение. Симеон стал открыто поговаривать о возможности полного освобождения от ордынского ига при повиновении всех князей одному старшему князю, не по роду старшему, а по той власти, которой он был наделён ханом.

Литовский князь Ольгерд видел в успехе Москвы препятствие к расширению своих владений.

Орда не собиралась усилить Ольгерда за счёт новгородской земли и не допускала усиления Москвы за счёт тесного союза с Новгородом. Спор между Литвой и Москвой невозможно было решить вооружённой силой.

Хан поддержал Симеона, выдав ему Кориафа, брата Ольгерда. Ольгерд обратился к московскому князю с просьбой выдать брата. В этой ситуации Симеон показал себя мудрым и отпустил Кориафа.

Великий князь Симеон умер от чумы.

Его замысел освободиться от Орды осуществил младший сын Ивана Калиты Иван Иванович Калита. Его в летописи называют «милостивым князем». Такого рода прозвища редко даются без основания. Иван Иванович Калита правил с 1353 по 1359 г.

При Иване Ивановиче Калите началась деятельность Сергия Радонежского (настоящее имя его Варфоломей до пострижения).

Сергий Радонежский — один из организаторов перемещения русских людей в края, недоступные для ордынских набегов, первопроходец, личным примером увлёкший людские массы на неосвоенные земли. Сергий Радонежский — это пример слияния личности с эпохой, пример премудрости. В общественном движении возникла нужда в деятеле особого характера. Таким деятелем и был Сергий Радонежский, указавший путь развития Руси, путь к свету.

Князь Дмитрий Иванович Донской умел вывести в поле 150000 ратников. Это требовало усилий необыкновенных. Дмитрий Донской не раз проявлял смелую решительность великого воинского ума. Например, быстрым движением он предупредил соединение Мамая с Ягайлом.

Князь Дмитрий Донской понимал, что разжигать вражду между князьями не следует, а надо искать их единства и собирать силы для уничтожения Орды, надо сберегать русских людей от братского кровопролития. Когда князь Борис Константинович захватил Нижний Новгород и отказался подчиняться брату Дмитрию Ивановичу, то Дмитрий Иванович не двинул войско против Бориса Константиновича, а отправил в Нижний Новгород послом Сергия Радонежского.

Митрополит всея Руси низложил нижегородского владыку. лишил его сана. Сергий Радонежский, явившись в Нижний Новгород, затворил церкви, запретил все церковные службы. Ни помолиться нижегородцам, ни свадьбы сыграть, ни отпеть усопших. Авторитет Сергия в народе был столь велик, что сами же нижегородцы заставили Бориса подчиниться брату в Москве.

По городам и весям разнесли сигнал о сборе ополчения на зов Дмитрия Ивановича Донского. В 1380 г. Дмитрий Донской, князь калитинского рода, нанёс сокрушительное поражение монголо-татарам на Куликовом поле.

В средневековом бою командующий, если он хотел руководить битвой, должен был находиться при резерве и засадном полку. Дмитрий Иванович совершил беспримерный в истории подвиг: облачившись в боевые доспехи, он вошёл в строй рядом с рядовыми воинами, а командование передал воеводе Дмитрию Михайловичу Волынскому-Боброку. Отразив таранный удар Орды, заставив противника спешиться, русское войско опрокинуло пехоту Орды. Было снято численное превосходство Орды в коннице.

Русские части совершили сложный манёвр: сначала отступили, заманили правый фланг Орды в засаду и уничтожили его, потом взяли в окружение главные силы.

Дмитрий Иванович Донской предстаёт перед нами мудрым политиком, народным героем. Поражение Орды было настолько сильным, что позже Орда не решалась на битву с русскими в открытом поле. После Куликовской битвы началось возрождение национального самосознания русского народа, восхождение Москвы, столицы государства. Заслуга московского князя Дмитрия Ивановича Донского в том, что он сумел оценить все выгоды момента и смело воспользовался благоприятными обстоятельствами не помедлив, не потеряв времени на колебания.

Народ все свои силы, все свои помыслы, все свои надежды сосредоточил на одной великой цели — освободиться от ордынского ига. Всё было подчинено этой общей задаче. Русь переживала общенациональный патриотический подъём.

В это время, со второй половины XIV в., в Европе началась великая эпоха, получившая название Возрождения (Ренессанс). Россия отставала от Запада в развитии. Всё делалось по-рабски.

На Руси в обращении находились отдельные фрагменты Книги Книг (Тора), сделанные архиепископом Новгородским Геннадием, ещё в конце 80-х годов X века.

Россия прозрела, увидела нарождающееся новое и перешла на путь прогресса.

В христианстве усилилось внимание к ангелам. Серафим почитался как главный ангел, имеющий шесть крыльев. Почитались низшие ангелы — служители Бога: херувимы, престолы, архангелы. Ангелы наделялись божественной силой. Херувимы наделялись способностью сиять светом богопознания, способностью изливать божью премудрость. Престолы считались богоносными. Серафимы воспринималсиь как огнеобразные существа, небесные силы, способные обновить Россию.

Хранителем русских традиций выступала церковь.

Россия привыкла жить моментом, мгновением, не задумываясь о будущем.

Теперь Россия обновилась, стала мудрее.

на первую страницу     предыдущая статья следующая статья